на главную
© rocich.ru

Интернет в политической жизни России


Автор: Росич Ю.
(2000 г.)

В течение всего лишь двух-трех лет российский Интернет из узкоспециализированной компьютерной среды развился в мощное информационное пространство, охватывающее в той или иной степени все аспекты общественной жизни России. Сфера влияния Интернета постоянно расширяется, постепенно вовлекая в себя миллионы людей - на конец 1999 г. в той или иной степени Интернетом пользовались 5-6 миллионов россиян. Вместе со взрывным ростом российской интернет-аудитории происходит и постепенное увеличение влияния сети на политическую жизнь страны. Если еще два года в устах отечественных политиков Интернет, скорее, упоминался как западная экзотика, то теперь наличие собственного сайта в сети стало непременным атрибутом политического имиджа.

Пока Интернет был узкоспециализированной компьютерной средой, сеть и политика практически никак не пересекались, Интернет фактически не использовался и в ходе президентской компании в 1996 г. Только когда сеть вышла за пределы специалистов в компьютерных технологиях и стала доступна массовой аудитории, только тогда в 1996-1997 г. стали появляться первые информационные ресурсы, тем или иным образом затрагивающие политическую жизнь страны. Поначалу они представляли собой закрытые листы рассылок, в которых обсуждались различные вопросы, в той или иной степени, затрагивающие в первую очередь сам Интернет, а уже затем общественную жизнь страны. По мере роста пользователей сети в России в Интернете начали возникать сначала ленты онлайн-новостей, потом в сеть начали проникать обычные средства массовой информации - газеты и журналы, создававшие электронные версии своих бумажных вариантов, наконец стали возникать и первые сайты различных общественных партий и движений. Много шума наделал чеченский сервер "Кавказ", который Ичкерия пыталась использовать в своих пропагандистских интересах.

Но непременным и играющим заметную роль атрибутом политической жизни страны Интернет стал только в конце 1998 - начале 1999 г., когда число активных пользователей сети в России стало составлять значительную величину. Посещаемость отдельных сайтов стала измеряться сотнями тысяч, а в отдельных случаях и миллионами человек в год - это уже огромная потенциальная аудитория, которой могут позавидовать отдельные печатные СМИ.

Преимущества Интернета

По сравнению с обычными средствами массовой информации Интернет обладает рядом существенных преимуществ, которые способствовали быстрому росту внимания политических сил к сети в течение 1998-1999 гг.: 1) практическая мгновенность опубликования любой информации, которая сразу же становится доступной всей интернет-аудитории - именно этим объясняется огромная популярность различных лент онлайн-новостей (Полит.Ру, Итар-Тасс, АПН.Ру и др.), а также сайтов, приводивших предварительные результаты выборов, в декабре 1999 г.; 2) Интернет совмещает многие возможности печатных изданий, телевидения и телефонии, сеть выступает не только как информационная среда, но и как средство общения, обмена информацией, являясь своеобразной трибуной для политической рекламы и пропаганды.

Не случайно поэтому, что в течение 1999 г. Интернет являлся активным участником всех политических скандалов в стране, начиная с отставки Скуратова и заканчивая антилужковской пропагандой в ходе предвыборной компании. Более того, часто именно публикации в Интернете предваряли многочисленные статьи в обычных СМИ. Интернет стал очень удобной информационной площадкой для вброса в общество компромата на ту или иную политическую силу, т.к. практически никаких ограничений на характер помещаемой в сеть информации не существует. Особенно много шума наделали недолго существовавшие сайты "Коготь" и "Слуховое окно". Аналоги подобных "грязных" сайтов существуют и в отдельных регионах страны, например - сайт, размещенный на одном из иностранных серверов и направленный против губернатора Пензенской области В.Бочкарева. Несмотря на огромное количество судебных разбирательств по поводу размещения в сети ложных сведений вследствие несовершенства российского законодательства в отношении сети Интернет пока только губернатору Кемеровской области А.Тулееву удалось выиграть подобное дело (иск к серверу АПН.Ру). С легкой руки мэра Москвы Ю.Лужкова появилась даже аббревиатура КИвИ - клеветнические измышления в Интернете.

Российский Интернет сегодня

Но тем не менее возможности Интернета в России пока сильно ограничены, что не позволяет использовать сеть в политической жизни страны в таком же размахе, как это было, например, в 1998 г. на губернаторских выборах в США, где 95% всех кандидатов в той или иной мере использовали собственные сайты в предвыборной компании.

На современном этапе своего развития Интернет ни в коей мере не уменьшает роль обычных СМИ. Пока сеть охватывает только 3-4% населения, причем большинство из них проводят в сети не более 1-3-х часов в неделю и далеко не всех интересуют политика, многие посещают Интернет совершенно для других целей. Но перспективы роста сети настолько огромны, что уже к 2004 г. число постоянных пользователей сети может возрасти до 10 млн чел. и значение Интернета в политической жизни страны вплотную приблизится к той роли, которую в настоящее время выполняют обычные СМИ. Более того: мировые тенденции развития сети говорят о постепенном слиянии всех средств информации и связи в одно глобальное информационное пространство, в котором роль Интернета (или того, что его заменит) будет ведущей.

В настоящее время Интернет в России получил распространение в основном только в крупных городах - в первую очередь в столицах (Москве и Санкт-Петербурге), а также в других крупных городах России с населением свыше 500 тыс. чел. В силу этого какое-либо влияние Интернета в России фактически ограничивается крупными городами. Кроме того, специфика аудитории российского Интернета такова, что основную часть (две трети) всех пользователей сети в стране составляет преимущественно молодежь, 76% всех пользователей сети имеют высшее, либо неполное высшее образование - все это определяет в целом правую политическую ориентацию интернет-аудитории страны. Но вместе с увеличением числа пользователей сети происходит и постепенное их расслоение по политическим взглядам. Если еще в 1998 г. Яблоко и СПС могли бы рассчитывать на более чем половину голосов интернет-аудитории, то теперь только на треть. Но тем не менее левые партии и движения в силу специфики их электората еще очень долго будут оставаться аутсайдерами по уровню поддержки аудиторией сети.

Интернет в политической жизни России

Политические движения в сети

Осознание и использование возможностей Интернета в своей политической деятельности стало индикатором "продвинутости" политических партий и движений, индикатором их образа жизни. Далеко не все политические силы страны осознали, что Интернет - это не просто место, где можно разместить очередную листовку, а мощное информационно-пропагандисткое средство ведения политической компании, фактически совмещающее (особенно в перспективе) возможности телевидения и печатных изданий: место для размещения информационных материалов, выражающих мнение конкретной партии, ее политических программ, заявлений, агитационных и пропагандистских материалов, фото-, теле- и аудиоматериалов, дополненных возможностями ведения обмена мнения и диалога путем электронной почты, различных форумов, интернет-опросов, чатов, электронных листов рассылок и т.д. Все это дополненное собственными электронными лентами новостей, онлайн-изданиями, рекламой, использование сайтов как порталов и т.д. превращает Интернет в мощнейшее инструмент политики, тем более, что создание собственных информационных ресурсов в Интернете на первом этапе не требует огромных финансовых вложений и достаточно просто в осуществлении - создание сайта и его поддержка несколько проще, чем издание газеты или журнала.

Практически все политические силы страны уже осознали практическую значимость использования Интернета в своей деятельности, но не осознали еще масштабность этих возможностей, поэтому очень часто подходят к Интернету очень формально. Создаваемые политические информационные ресурсы в сети отнюдь не всегда достаточно динамичны и профессиональны, чтобы адекватно и своевременно реагировать на происходящие в стране события. Плохое оформление сайта, неинформативность и устарелость приведенной информации являются главными факторами, отталкивающих потенциальных посетителей - в этом плане очень блекло смотрятся сайты, например, КПРФ, НДР и Единства. Оформление сайта, его "психологическая" окраска имеют очень существенное значение, в этом плане очень неудачно подобран дизайн для сайтов Путина и Карелина - они слишком мрачные и буквально "давят" на психику.

Уровень оформления сайта, его информационного наполнения, а также способы общения с интернет-аудиторией индикатируют с какой степенью формальности конкретные политики подошли к созданию собственных сайтов. Чем на более высоком профессиональном уровне выполнен сайт, тем больше вложений готовы в него сделать, тем больше и отдача от него. Но мало просто разместить страничку в Интернете, надо еще и постоянно проводить рекламную компанию, чтобы ее посещали.

Яблоко и ДВР вместе с ЛДПР и КПРФ были теми первыми российскими партиями, которые первыми начали работу в сети. Но наиболее активно в своей политической деятельности Интернет используют в основном различные правые партии и движения - Яблоко, СПС, ДВР, Новая Сила и др. Правые партии и движения ведут активную работу в Интернете, активно используют свои сайты в выборных компаниях - их сайты являются своеобразными рупорами их позиций, чего не скажешь об остальных политических силах страны, которые подчас ограничиваются лишь биографиями и фотографиями своих лидеров, парочкой "правильных" статей, дополненных сводками выполненных дел в духе отчетов районных партячеек КПСС времен застоя - этакий "джентльменский набор", которым, по-видимому, по мнению партийных лидеров, и должна ограничиваться деятельность политических движений в сети.

Яркая специфика российского партийного сайтостроительства проявляется в том, что лишь наиболее крупные и известные политики страны имеют собственные сайты в сети, которые большинстве случаев совмещаются с сайтами тех партий и движений, которые они возглавляют. Собственно партийные сайты имеют только КПРФ, СПС и ДВР, в большой степени - Яблоко. Большинство остальных сайтов политических партий и движений на самом деле являются в большой степени сайтами их политических лидеров - таковы сайты Новой силы (С.Кириенко), России молодой (Б.Немцов), Отечества (Ю.Лужков), а также сайты Лебедя, Рогозина, Хакамады, Брынцалова, ЛДПР и др.

Если в 1998 г. количество персональных сайтов российских политиков можно было сосчитать по пальцам, то в 1999 г. наблюдался настоящий бум - появились сайты Лужкова, Степашина, Селезнева, Чубайса, Зюганова, Маслюкова, Аксененко, Примакова, Шохина, Бородина и др. Активность конкретных политиков по созданию собственных сайтов принесла в Россию такое известное явление на Западе как "доменные войны", когда домен (т.е. адрес в Интернете), содержащий в себе название известной компании занимается кем-либо для того, чтобы перепродать его той же компании, когда она решит завести собственный сайт. В России подобная торговля доменами получила известность летом 1999 г. когда Ю.Лужков решил создать собственный сайт, а домен luzhkov.ru был уже занят именно для того, чтобы продать его потом тому же Лужкову. Ситуация повторилась позже и в отношении доменов primakov.ru, на Украине же очень много шума наделала история с доменом kuchma.ua, в январе 2000 г. на продажу был выставлен и домен putin.ru. Но Путин не проявил к этому домену никакого интереса - для него сначала легче оказалось переделать под себя уже существующие официальные сайты Правительства и Администрации Президента РФ, а в конце февраля открылся официальный предвыборный сайт Путина, но по другому адресу - putin2000.ru. Вслед за Путиным и все остальные кандидаты на президентский пост поторопились обзавестись собственными сайтами - особенно плодотворным было начало марта, когда возникли сайты Эллы Памфиловой, Амана Тулеева и специальный предвыборный сайт Константина Титова - titov2000.ru.

Политики помельче не торопятся "светиться" в Интернете вообще. Из 450 депутатов Государственной Думы предыдущего состава в конце 1999 г. собственные страницы в сети имели только 39 депутатов (из них 10 - члены фракции "Яблоко"), но в большинстве случаев их сайты содержали только биографию, да отчет о том, к каким законопроектам в той или иной мере был причастен этот депутат. О сайтах депутатов новой Думы пока говорить рано, по состоянию на начало марта их насчитывается примерно штук 35, в основном это те депутаты, которые имели собственные сайты еще до выборов.

Роль Интернета на выборах в Думу

Последние парламентские выборы вызвали осенью 1999 г. вызвали значительную активизацию в сети политической деятельности - практически все партии и движения, которые до этого не имели собственных сайтов либо появились накануне выборов, постарались их завести. Тогда же впервые возникли специальные информационные ресурсы, освещающие ход предвыборных компаний и результатов выборов, как грибы стали появляться сайты крупных политиков и существенно обновляться уже существующие информационные ресурсы, появившиеся в 1998 - первой половине 1999 гг., произошла активизация ресурсов, освещающих политические скандалы и размещающих в сети компромат. Политические скандалы, потрясавшие страну на экранах телевизоров и в печатных изданиях продолжались и в Интернете - появились отдельные ресурсы сети, которые и создавались только для одного - обличения того или иного политика (очень много их было направлено против Юрия Лужкова и ОВР), либо наоборот для прославления (так в конце 1999 - начале 2000 гг. стали возникать многочисленные информационные ресурсы в поддержку Путина). Имеют место многочисленные "лжесайты" - Лужкова, Примакова, Березовского и др., пытающиеся дискредитировать этих политиков. На странице по адресу primakov.nu кто-то поместил номер газеты за 2004 г., в котором в лучших советских традициях освещается специальное заседание ЦК ОВР(б), посвященное 75-летнему юбилею Евгения Примакова.

Многие ресурсы сети возникали только на время выборов и исчезали практически сразу же после их завершения. Сайты бывшего губернатора Московской области А.Тяжлова и несостоявшегося мэра Москвы П.Бородина, активно использовавшиеся в их предвыборных компаниях, после поражения своих хозяев на выборах практически сразу же прекратили свое существование, другой вариант представляет из себя сайт проигравшего на выборах губернатора Ленинградской области В.Густова, который был фактически заброшен после выборов - это т.н. "мертвые" сайты. Есть сайты, которые временно приостановили свою работу до следующих выборов (как специальный сайт Центризбиркома, освещавший предварительные результаты выборов в Государственную Думу в декабре 1999 г. - этот сайт был одним из самых посещаемых в течение первых дней после выборов, количество посетителей было настолько огромным, что те, кто поддерживал этот сайт, не могли даже его редактировать из-за перезагруженности сервера).

Выборы 1999 г. знаменовали коренной перелом в сознании политиков в отношении использования Интернета в своих интересах. Собственный сайт стал абсолютно необходимым атрибутом политической компании. Показательно, что в Москве листовки многих кандидатов в депутаты кроме обычных фотографии, биографии да политической программы содержали также и адрес страницы этого кандидата в Интернете. Кроме того, в ходе предвыборной компании осенью 1999 г. некоторые политические партии и движения впервые использовали рассылку своих агитационных материалов по электронной почте.

Но политическая борьба, развернувшаяся в Интернете осенью 1999 г., частое использование в сети "грязных" политических технологий поставили вопрос об общественном и государственном контроле над распространением информации в сети. Особенно большой резонанс в общество вызвало опубликование в день выборов в Думу на сайте Глеба Павловского результатов хода выборов. Тогда центризбирком не смог практически ничего предпринять в ответ на столь явное нарушение выборного законодательства, более того стала явной огромная брешь, существующая в российском законодательстве в отношении регулирования сети Интернет. В ответ государство предприняло в конце 1999 г. неуклюжую попытку сначала взять под контроль распределение доменов в сети, а потом подвести существующие информационные ресурсы сети под закон о СМИ. Еще одним поводом для власти "разобраться" с Интернетом было размещение в начале 1999 г. в сети секретных материалов по делу Григория Пасько.

Интернет в политической жизни России

Региональные аспекты

Но считать, что Интернет начал играть большую роль в политической жизни всей страны - на самом деле иллюзия, т.к. все что говорилось выше имеет пока отношение только к общероссийскому уровню, да к Москве и Санкт-Петербургу, за пределами которых фактически можно говорить об Интернете как об информационной политической пустыне с небольшими оазисами. В регионах страны вместе с отставанием развития Интернета вообще, в такой же степени отстает и уровень использования сети в региональной политической жизни. Только в примерно десятке регионов, в которых Интернет по уровню своего развития постепенно приближается к столицам, можно говорить о том, что сеть играет хоть какую-то роль в политике. Это в первую очередь Московская область, а также Свердловская, Пермская, Новосибирская, Нижегородская, Самарская, Саратовская области, Приморский край. Для остальных регионов пока можно только говорить о зачатках политической деятельности в сети.

Последние парламентские выборы не активизировали политической деятельности в Интернете в регионах, некоторое оживление происходило только в тех регионах, где наряду с выборами в Государственную Думу происходили также и выборы губернаторов. Наиболее яркий пример - Московская область, где все основные кандидаты в губернаторы области (Тяжлов, Селезнев, Громов и Тихонов) срочно обзавелись собственными сайтами. Но по сравнению с Москвой, где выборы мэра города породили огромное количество различных проектов в сети (достаточно вспомнить "Московскую альтернативу" С.Кириенко, а также беспрецедентную по масштабам рекламную компанию в сети П.Бородина), то, что происходило в Интернете в других регионах, можно охарактеризовать лишь как небольшую рябь на воде. Использование Интернета в своих предвыборных компаниях характерно в основном только для тех региональных политиков, за компании которых отвечали предвыборные штабы, сформированные профессионалами предвыборных технологий из Москвы. Очень бурно использовался Интернет осенью 1999 г. в выборах губернатора Оренбургской области, тогда в Оренбургской области возникло несколько политических информационных ресурсов (сайты "Степной синдром" и "Реалии Оренбуржья"), которые последовательно "выливали грязь" на того или иного кандидата в губернаторы области. В Башкирии во время выборов в Думу много шума наделало закрытие уфимским провайдером сайта регионального отделения "Яблока" после того, как на нем было размещено обращение Явлинского к избирателям республики.

Сайты региональных лидеров

Из региональных лидеров собственные сайты на март 2000 г. имели лишь 9 наиболее известных региональных - губернаторы К.Титов, А.Лебедь (он первым еще в 1998 г. попытался использовать Интернет в предвыборной компании в Красноярском крае), В.Яковлев, Э.Россель, Г.Игумнов, И.Скляров, А.Тулеев, а также республиканские лидеры М.Шаймиев и К.Илюмжинов. Большинство сайтов региональных лидеров появились в 1999 году, хотя сайт Илюмжинова появился еще в 1997 г., но с тех пор практически так и не изменился и в настоящее время при сравнении с другими сайтами представляет из себя жалкое зрелище. Большинством сайтов региональных лидеров занимаются московские специалисты вэб-технологий, поэтому они иногда оказываются несколько оторванными от собственно региональной политической жизни, т.к. направлены в основном на поддержание общероссийского имиджа политика.

Об остальных региональных лидерах в лучшем случае что-либо говорилось на сайтах региональных администраций (или их подобий), которые по состоянию на начало 2000 г. были созданы в большинстве регионов страны, за исключением 24 субъектов РФ - всех автономных округов (кроме Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого), некоторых республик Северного Кавказа (Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Адыгея, Северная Осетия, Чечня), а также Амурской, Волгоградской, Калининградской, Камчатской, Магаданской и Читинской областей, Краснодарского и Ставропольского краев, Республик Саха, Тыва и Алтай. В большинстве своем сайты региональных администраций возникли в 1997-1999 гг. Самым последним в начале 2000 г. возник сайт Ингушетии, на котором вместе с картой самой Ингушетии постарались показать и Пригородный район Северной Осетии, на который претендует Ингушетия.

В большинстве своем сайты региональных исполнительной и законодательных властей совмещаются, но есть и ряд исключений: в одних случаях сайт областной думы появился раньше сайта администрации (как в Курской области), в других случаях - это следствие "конфликта" между законодательной и исполнительной властями в регионах (как в Тюменской области).

В различных регионах местные власти по-разному относятся к развитию Интернета. В одних регионах, где уже осознали возможности сети, если и не способствуют развитию сети, то хотя бы не препятствуют. Негативно региональные лидеры об Интернете, как правило, начинают высказываться тогда, когда в сети появляются различные материалы, компрометирующие данного политика. Типична реакция Ю.Лужкова на огромное количество антилужковских материалов в сети летом и осенью 1999 г., московский мэр попытался провести через Мосгордуму законопроект "Об административной ответственности за злоупотребление свободой распространения информации", не в последнюю очередь направленный и на регулирование Интернета. Но еще чаще власти вообще никак не реагируют даже на предложения местных провайдеров по совместной поддержке региональных и городских сайтов.

Сейчас в регионах страны получили огромное развитие различные региональные сайты-порталы, выступающие как ленты региональных и общероссийских новостей, каталоги региональных интернет-ресурсов, различные медиа-проекты и т.д. Вокруг них и начинают формироваться региональные политические ресурсы сети, пока довольно редкие (типа рейтинга влиятельности политиков Пермской области или многочисленных опросов), но вырастающие постепенно в значимые атрибуты политической жизни регионов. По мере роста Интернета в регионах страны будет возрастать и значение в сети региональных и местных аспектов политической жизни страны.