на главную
© rocich.ru

Рынок интернет-услуг Московского региона


Автор: Росич Ю.
(2000 г.)

Московский регион - ведущий регион России по уровню развития всего сектора связи и в том числе и интернет-услуг. Вместе с Санкт-Петербургом Москва является главным телекоммуникационным центром России. Москва выполняет для всей остальной территории России роль главного финансово-распределительного центра.

Главенство Московского региона в отношения развития интернет-индустрии выражается в первую очередь в следующих аспектах:
1. Москва концентрирует в себе около 18-20% всех пользователей Интернета в России, при этом доля активных пользователей гораздо выше - порядка 35%;
2. Москва выполняет роль распределительного центра связи, т.к. именно через Москву проходят все основные телекоммуникационные магистрали, связывающие Россию с другими странами; кроме того, большинство региональных операторов связи в большинстве случаев пользуются услугами крупных московских телекоммуникационных компаний (в первую очередь магистральными каналами связи Ростелекома); в Москве располагается крупнейшая в России точка обмена IP-трафиком (т.н. станция M-IX);
3. В Москве располагаются практически все наиболее крупные компании России, занимающиеся интернет-бизнесом, вследствие чего практически все общероссийские интернет-ресурсы (порталы, сетевые СМИ, интернет-магазины и т.д.) физически находятся именно в Москве и обслуживают в первую очередь рынок Московского региона.

Благодаря этому Москва выполняет роль центра распространения Интернета как инновации по территории страны.

Весь сектор интернет-услуг может быть разделен на две крупные части:
- рынок подключения к Интернету (рынок провайдинга);
- рынок интернет-контента (предоставление всевозможных услуг через Интернет).

Рассмотрим рынок интернет-услуг Московского региона более подробно по следующей схеме:
- место Московского региона во всей отрасли на территории России;
- рынок провайдинга Московского региона;
- рынок интернет-контента и интернет-бизнеса Московского региона.

Место Московского региона в отрасли

Но несмотря на постепенное перемещение центра интернетизации России из столиц в другие крупные города, наибольший охват населения Интернетом пока еще наблюдается в Москве и Санкт-Петербурге, к тому же уровень развития сектора интернет-услуг и интернет-инфраструктуры в этих двух крупнейших городах России очень сильно опережает остальные регионы. Пока только в Москве и Петербурге основную часть интернет-аудитории составляют постоянные пользователи, а не периодические, как во всех остальных регионах страны.

Москва концентрирует в себе около 18-20% всех пользователей Интернета в России, при этом доля активных пользователей гораздо выше - порядка 35%;

Москва выполняет роль распределительного центра связи, т.к. именно через Москву проходят все основные телекоммуникационные магистрали, связывающие регионы России, а также Россию с другими странами мира.
1. В Москве располагается крупнейшая в России точка обмена IP-трафиком M-IX (Internet eXchange), созданная на основе АМТС-9. Вторая по величине точка обмена IP-трафиком располагается в Санкт-Петербурге. Практически все крупные провайдеры России завязаны именно на M-IX и большая часть всего внутрироссийского интернет-трафика проходит именно через M-IX, которая является своеобразным "сердцем" Российского Интернета.
2. В Москве располагается главный распределительный центр Ростелекома, межрегионального оператора связи, владеющего на территории России практически всеми магистральными каналами связи как между регионами России, так и с другими странами мира. В физическом отношении именно у Ростелекома вынуждены арендовать каналы связи практически все российские провайдеры. Все наиболее крупные телекомуникационные магистрали России проходят через Москву - от Москвы во все стороны как бы расходятся "лучи" огромной телекоммуникационной "звезды" России.
3. В Москве располагается большинство наиболее крупных провайдеров России - компании Ситилайн, МТУ-Информ, Голден Телеком (включая Россия-он-лайн, Гласнет и др.), Совам Телепорт, Релком и т.д.
4. В Москве располагается абсолютное большинство всех интернет-компаний России, в т.ч. практически все интернет-холдинги страны (за исключением 2-3, которые располагаются в Санкт-Петербурге). Москва - центр развития электронной коммерции и электронного бизнеса.

Московский рынок интернет-услуг наиболее демонополизорован среди остальных регионов России, т.к. здесь изначально была очень высока роль преимущественно частных провайдеров, а роль компаний входящих в "Связьинвест" была незначительна. Если во многих регионах страны главенствующее положение на рынке интернет-услуг занимают региональные предприятия электросвязи, то в Москве "музыку" задают крупные частные телекоммуникационые компании.

Москва выполняет роль инновационного центра распространения Интернета по территории страны: все остальные регионы отстают от Москвы на несколько лет (в отношении Санкт-Петербурга это отставание минимально, в отношении Новосибирска или Екатеринбурга составляет 1-1,5 года, то в отношении других регионов отставание составляет порядка 2-4 лет).

Внутри самого Московского региона развитие сектора интернет-услуг неравномерно. На территории Москвы его развитие максимально и уменьшается по мере удаления от Москвы. В дальнем Подмосковье уровень развития интернет-услуг не выше, чем в прилегающих к Подмосковью других областях.

Рынок интернет-провайдинга

Рынок интернет-провайдинга

Различают два основных вида провайдинга:
- первичный провайдинг, обеспечивается наиболее крупными телекоммуникационными компаниями, которые не занимаются обслуживанием конечных пользователей, а только предоставляют подключение Интернету для других более мелких провайдеров или крупных корпоративных клиентов;
- вторичный (может быть и третичный и т.д.) провайдинг, включает в себя предоставление доступа к Интернету для конечных пользователей.

Первичные провайдеры оперируют огромными масштабами трафика и используют для этих целей каналы связи, измеряемые десятками Мбит/сек - на территории России это такие компании, как Ростелеком (в лице РТК-Интернет), Релком, Global One Russia и др. Вторичные провайдеры покупают интернет-трафик у первичных крупных провайдеров и перепродают его конечным пользователям. (Условно говоря первичные провайдеры выступают как оптовые продавцы, а вторичные - как розничные).

Для межрегиональных, междугородних и международных связей используются различные магистральные наземные и спутниковые каналы. Последние, бывшие основным видом магистральной связи в первые годы развития Интернета в России, сейчас, в силу своей дороговизны, постепенно вытесняются наземными преимущественно оптико-волоконными линиями связи. Для внутригородской связи, т.е. для подключения к Интернету конечных пользователей используются преимущественно наземные каналы связи (спутниковые слишком дороги, но такой способ подключения используется, например, НТВ-Интернет и Космос-ТВ), в большинстве случаев для этого используются обычные городские телефонные линии, реже проводятся специальные цифровые линии, и уж совсем редко используется беспроводной (т.е. радио-) доступ.

Для конечных пользователей, как правило предлагаются два основных вида подключения к Интернету:
- по коммутируемой линии через обычные линии телефонной связи (т.н. dial-up способ);
- по выделенной линии (либо по специальным технологиям через телефонные линии, либо требуется проведение специальной оптико-волоконной линии к месту подключения).

Первый способ используется частными пользователями, подключающимися к Интернету дома, а второй способ, более дорогой и более качественный, используется преимущественно корпоративными клиентами. Средняя по Москве стоимость 1 часа в дневное время по коммутируемой линии составляет 0,8-1$, в ночное время - 0,4-0,7$, многие провайдеры предоставляют различные тарифные схемы, чтобы привлечь пользователей. Средняя стоимость по Москве подключения по выделенной линии составляет 300-800$ и ежемесячная плата порядка 150$. Кроме собственно подключения к Интернету провайдеры предоставляют также услуги электронной почты, различных конференций, место под персональную веб-страницу, а также услуги виртуального и физического хостинга.

Качество связи по dial-up соединению очень плохое в связи с плохим состоянием телефонных линий города (при этом надо оговориться, что в других городах России состояние телефонных линий еще хуже), но подключение по выделенной линии слишком дорого для физических лиц. На Западе проблема т.н. "последней мили" решается различными способами: технологиями ASDL (для ее использования в России необходима установка очень дорогостоящего оборудования на АТС города), системами кабельного телевидения, когда конечный пользователь получает доступ к Интернету вместе с другими услугами, телевидением в т.ч. (кабельное телевидение в Москве, как и во всей России не получило развития) и т.д. - для России все эти способы оказались в настоящее время неприменимы, зато начали получать развитие т.н. "домашние сети" - подключение по выделенной линии целых домов, подъездов или небольших кварталов. Возникновение "домашней сети", как правило, происходит двумя способами:
1) когда жильцы дома или подъезда совместно скидываются на проведение к их дому выделенной линии;
2) когда организуется небольшая частная фирма, которая проводит в определенный квартал города качественную линию связи для подключения к Интернету, а затем предлагает услуги подключения к Интернету жителям данного квартала.
3) Бывает и третий вариант из области курьезов, когда какой-нибудь богатый пользователь подводит к своей квартире выделенную линию, а затем предоставляет доступ по ней к Интернету для своих более бедных соседей.

В связи с небольшим уровнем доходов основной части населения страны создание домашних сетей фактически является единственным на данный момент способом качественного подключения физических лиц к Интернету.

Время от времени та или иная крупная компания Москвы объявляет о начале крупномасштабного проекта по проведению к каждой московской квартире современных телекоммуникационных линий связей (например, таков проект компании "Комкор-ТВ"), но как говорится, воз и ныне там.

Рынок интернет-контента и интернет-бизнеса

Рынок интернет-контента и интернет-бизнеса

Рынок интернет-контента и интернет-бизнеса включает в себя несколько направлений:
- услуги веб-дизайна;
- услуги интернет-рекламы и интернет-промоушена;
- предоставление различных интернет-сервисов, создание различных горизонтальных и вертикальных порталов;
- электронная коммерция;
- интернет-образование;
- интернет-банкинг, интернет-страхование, интернет-трейдинг и другие услуги через Интернет;
- услуги B2B (business-to-business);
и др.

Веб-дизайн - самая старая контент-услуга российского сектора интернет-услуг. На московском рынке она наиболее развита, здесь действует несколько десятков различных дизайн-студий, самой известной из которых является Студия Артемия Лебедева. Здесь сложилась дифференциация на престижные студии, услуги которых измеряются суммами выше 5 тыс. долларов и остальных мелких студий, которые готовы выполнить создание любого проекта за несколько сот долларов (до 2 тыс. долларов) в зависимости от сложности.

Рынок интернет-рекламы также уже разделен несколькими крупными интернет-рекламными агенствами, в числе которых Art. Lebedev Group, IMHO, многочисленные баннерные сети и т.д.

Собственно рынок интернет-контента включает в себя создание и поддержание различных информационных ресурсов Интернета. Практически все современные крупные ресурсы Рунета входят в состав нескольких крупных интернет-холдингов, расположенных в Москве:
- Golden Telecom (Апорт, @Rus, Инфоарт, Россия-он-лайн, Реферат.Ру и др.);
- Port.Ru (Mail.Ru, Travel.Ru, Talk.Ru, Torg.Ru, Music.Ru, Internet.Ru и др.);
- ru-Net Holding (Яndex, Озон, Народ.Ру, Закладки.Ру, Омен.Ру и др.);
- Rambler Group (Rambler, Lenta.Ru и др.);
- ФЭП (Страна.Ру, СМИ.Ру, Русский журнал и др.);
- netBridge (List.Ru, Inbox.Ru, Molotok.Ru, Boom.Ru и др.);
- Memonet (НТВ.Ру, Анекдот.Ру, Заголовки.Ру и др.);
- РБК (РБК, Hotbox.Ru, Utro.Ru и др.);
- Сибинтек (ИнтерТЭК, Интерград, Инфопорт.Ру и др.);
- Independent Media (eStart, Business.Ru, Ведомости.Ру и др.);
- DeLuxe (Markets.Ru, Ussr.To, One.Ru, Referatov.Net и др.);
и др.

Начиная с середины 1999 г. бурное развитие получает электронная коммерция - каждый месяц в Московском регионе открывается около десятка самых различных новых интернет-магазинов, торгующих практически любыми товарами. Некоторые из них уже осуществляют доставку по Москве бесплатно. Здесь также начинают складываться компании, объединяющие по несколько интернет-магазинов (eHouse, eSeller и др.).

Остальные направления интернет-бизнеса еще только-только начинают свое развитие. Наибольшее развитие в настоящее время испытывает т.н. направление B2B или business-to-business, т.е. интернет-проекты, создаваемые для обслуживания не частных пользователей сети, а бизнеса - т.е. всевозможный интернет-консалтинг, интернет-технологии для ведения бизнеса в Интернете и т.д.