на главную
© rocich.ru

Что такое «электронное правительство», или Будут ли российские чиновники брать взятки по электронной почте?


Автор: Перфильев (Росич) Ю.
/ Планета Internet. 2001, №3 (44) – с.28-37
Скачать:

На пути к электронной революции

Как и все предыдущие научно-технические революции, электронная революция должна привести к коренным изменениям в жизни общества. Уже сейчас можно предположить в каком направлении пойдет дальнейшее развитие информационных технологий: то, что еще лет десять назад казалось невероятным и можно было прочесть только в различных фантастических романах, теперь уже постепенно входит в нашу жизнь. Интернет, поначалу бывший довольно специфической компьютерной средой, довольно быстро одним из основных источников информации, а сейчас мы уже можем наблюдать, как всемирная паутина постепенно проникает во все сферы жизни общества, коренным образом изменяя сам образ жизни. Предвестниками этих изменений служат эксперименты вроде "iOne дома" (www.ione.ru) или "Три сестры" (3s.emax.ru), предпринимаемые для того, чтобы узнать может ли человек удовлетворить все свои потребности не выходя из дома, имея только доступ к Интернету, через который можно совершать покупки, слушать радио, зарабатывать себе на жизнь, играть на бирже и т.д. и т.п. - всего уже и не перечислишь.

Ближе всего к электронной революции подошли наиболее развитые страны мира, где пользователями Интернета является 30-50% населения. Например, во Франции вовсю обсуждается инициатива присвоения всем гражданам с рождения персонального адреса электронной почты. В Австралии в 6 июня 2000 г. впервые в мире был официально зарегистрирован брак при помощи электронных подписей молодоженов, свидетелей и священника. А в Сингапуре, где в течение ближайших лет высокоскоростной доступ к Интернету будет подведен к каждому дому, предполагается, что с 2008 г. наличные деньги будут заменены электронными, которыми можно будет расплатиться везде, например, даже в автобусе.

Сингапур - вообще одно из передовых государств по внедрению информационных технологий, в том числе и в таком наиболее консервативном и наименее подверженном изменениям общественном институте как государственное управление и взаимодействие органов власти с обычными гражданами. Сингапур стал первой страной мира, где в 1999 г. был создан крупный правительственный портал eCitizen Centre (www.ecitizen.gov.sg), на котором граждане Сингапура могут не только получить информацию о том или ином государственном ведомстве, но и совершить ряд действий, ради которых ранее пришлось бы сходить в конкретное государственное учреждение. Для этого необходима всего лишь небольшая регистрация в системе, после чего во время каждого очередного посещения сервера введение имени и пароля позволяют пользователю напрямую обращаться практически к любому подразделению правительства. Весь сервер разделен на девять "домов" (buildings), расположенных вдоль символической дороги: бизнеса, обороны, образования, занятости, семьи, здравоохранения, жилья, правопорядка и транспорта. Например, в "Доме Семьи" (Family) можно вступить в брак, а в "Доме Правопорядка" (Law and Order) можно отправить в полицию сообщение о происшествии. Каждый раздел сервера поддерживается тем или иным государственным ведомством.

Сингапурский eCitizen Centre фактически является одним из первых реализованных в мире проектов, связанных с понятием т.н. "электронного правительства".

Концепция электронного правительства

Просто говоря, суть электронного правительства заключается в перенесении деятельности правительства в Интернет, т.е. организации управления государством и взаимодействия с гражданами через Интернет и другие информационные сети. Цель перевода деятельности правительства в Интернет та же, что и цель перевода деятельности частных компаний в Интернет - увеличение эффективности работы. Это достигается, как известно, во-первых, за счет прохождения процессов передачи информации и финансовых потоков фактически в режиме реального времени; во-вторых, за счет снижения затрат; и в третьих, за счет увеличения качества предоставляемых услуг.

Для обычных граждан создание электронного правительства в первую очередь означает упрощение процессов обращений в государственные органы, благодаря осуществлению всех государственных функций через Интернет. Т.е. через Интернет граждане смогут платить налоги, получать различные справки, которые можно будет распечатать с экрана монитора на принтер, оформить различные лицензии и социальные льготы, подать заявление на брак, регистрацию организации и т.д., включая голосование на выборах - концепция электронного правительства предполагает предоставление через Интернет практически всего набора государственных услуг как для физических, так и юридических лиц. При этом фактически весь процесс происходит без прямого участия чиновников.

Понятие электронного правительства [E-government (англ.)] на Западе появилось в начале 1990-х гг., но в практическую плоскость фактически начало переходить только в последние года два. Разработкой электронного правительства занялись в первую очередь США и Великобритания, а также Италия, Норвегия, Сингапур, Австралия и некоторые другие страны (Франция, Германия, Катар, ОАЭ...). В Великобритании, например, создание электронного правительства, которое обойдется в 1 млрд. фунтов стерлингов, планируется завершить к 2005 г.

На постсоветском пространстве пока только в Латвии и Эстонии вопрос создания электронного правительства официально обсуждался на государственном уровне, в Эстонии создание электронного правительства планируется к 2003 г. Некоторые высшие государственные чиновники стран СНГ время от времени высказываются по поводу создания электронного правительства. Например, по мнению министра транспорта и коммуникаций Казахстана Карима Масимова, "одной из информационных задач государства является создание электронного правительства. Посредником между государством, бизнесом и населением будет служить Интернет. Работа государственных органов должна быть построена в режиме онлайн".

Создание полноценного электронного правительства включает в себя несколько этапов1. На первом этапе, на котором пребывают в настоящее время большинство правительств мира, создаются многочисленные сайты различных министерств и ведомств, содержащие только информацию о деятельности данного ведомства. Дальнейшее развитие таких сайтов предполагает на втором этапе появления "зачатков" интерактивности, что чаще всего выражается в появлении рубрики "вопросы и ответы", где можно отправить письмо с вопросом или пожеланием. Именно на таких уровнях развития находятся все сайты российских министерств и ведомств, о которых речь пойдет несколько ниже. В некоторых странах иногда создаются специальные правительственные сервера, на которых граждане могут получить ответы на наиболее часто возникающие вопросы о работе правительственных структур. В Норвегии, например, функции такого правительственного сервера выполняет проект LivsIT (livsit.nr.no/LivsIT).

На третьем этапе министерские сайты становятся интерактивными - появляется различные онлайн-услуги, в США это, чаще всего, возможность уплаты штрафа или продление лицензии через Интернет (как правило, на сайтах правительств отдельных штатов или муниципалитетов). Наиболее ярким примером подобного сайта является созданный компанией IBM в штате Аризона еще в 1996 г. сервер ServiceArizona (www.servicearizona.com), на котором представлен набор услуг, начинавшийся с перерегистрации автомобилей через Интернет и расширившийся до заказа номерных автомобильных знаков, замены утраченных техпаспортов и др. В 2000 г. через ServiceArizona осуществлялось примерно 15% всех операций перерегистрации автомобилей в Аризоне.

Наконец, четвертый этап включает в себя создание правительственных порталов, предоставляющих весь комплекс услуг всех государственных ведомств - т.е. порталов вроде уже упомянутого сингапурского eCitizen Centre. Кроме того подобные "единые" правительственные порталы существуют в Австралии, в штате Виктория - портал MAXI (www.maxi.com.au), в США - портал FirstGov.Gov (www.firstgov.gov, открыт в 2000 г. на два года раньше, чем было изначально запланировано), в Великобритании разрабатывается портал UK Online, который должен заработать в 2002 г., а в полной мере в 2005 г. Такие порталы содержат огромное количество информации - американский FirstGov.Gov является продуктом объединения 20000 отдельных правительственных сайтов, содержит около 27 млн страниц и позволяет американцам в онлайновом режиме осуществлять самые различные действия - от операций со своей карточкой социального страхования до заказа мест для кемпинга в национальных парках.

Особой разновидностью правительственных порталов являются особые региональные информационные порталы, объединяющие широкий диапазон как государственных услуг, так и услуг частного сектора - работа с различными государственными и муниципальными службами, объектами электронной торговли, интернет-банкинга, интернет-образования и т.д. Наиболее характерными примерами подобных региональных порталов служат порталы испанской провинции Валенсии Infoville (www.infoville.net) и датского города Нэстведа NaestvedNet (www.naestvednet.dk).

Электронное правительство

Структура электронного правительства

Для эффективной работы будущие варианты электронных правительств должны состоять из нескольких основных крупных взаимосвязанных друг с другом блоков2, главной особенностью которых является обеспечение предоставления государственных услуг в любой момент времени. Электронное правительство - это "круглосуточное правительство".

Основой всей работы электронного правительства является создание внутренней правительственной сети, объединяющей все органы государственной власти на территории страны (как федеральные министерства, так и их отдельные управления по какому-нибудь Мухосранску), а также их отделения за рубежом. Следующим шагом после создания информационной правительственной сети является формирование в рамках этой сети единой правительственной базы данных, где аккумулируется вся правительственная информация, включая базу данных гражданах и организациях, функционирующих на территории страны. Т.о., единая правительственная сеть должна поддерживать следующие функции:
- поддержание потоков информации между различными правительственными ведомствами;
- исключение дублирования или противоречивости информации между различными ведомствами;
- возможность контроля исполнения на всех этапах решения любого вопроса, выявление случаев коррупции и мошенничества.

Второй блок собственно и есть предоставление комплекса всех государственных услуг гражданам через Интернет путем формирования единого правительственного портала, работающего с правительственной базой данных. Через такой портал граждане в удобной и доступной форме могут получить всю информацию о деятельности правительства и удовлетворить все свои потребности, связанные с функционированием правительственных структур. Функционирование единой базы данных требует внесения (или ее изменения) определенной информации о каждом пользователе только один раз, после чего новые сведения автоматически будут направлены в каждое правительственное ведомство, которое должно быть оповещено об этом. Это концепция т.н. "единых точек контакта", предоставляющих возможность, подключившись к одному правительственному сайту, решать свой вопрос одновременно с несколькими ведомствами. Например, в Великобритании для регистрации новой фирмы необходимо заполнить три комплекта форм в трех различных министерствах, причем вся информация в этих анкетах повторяется примерно на 80%. Эту проблему может решить разработанное на базе Интернета приложение iForm3, которое позволяет путем заполнения всего одной формы разослать требуемую информацию по всем трем ведомствам.

Третий блок - формирование единого правительственного электронного рынка для удовлетворения экономических потребностей правительственных ведомств, т.е. для проведения тендеров и осуществления государственных заказов. Создание единого правительственного рынка преследует цель сокращения государственных расходов благодаря осуществлению электронных закупок и услуг для нужд правительства по оптимальным ценам (за счет проведения электронных тендеров). Кроме того на этом рынке могут продаваться излишки государственной продукции или конфискованные товары.

Кроме того, крупный правительственный портал, к которому в перспективе будут обращаться практически все граждане страны - это по сути говоря огромный медиаресурс, обладающий большим потенциалом для проведения государственной пропаганды. С созданием единого правительственного портала в рамках электронного правительства государство получает в свои руки средство для информационного обеспечения своей деятельности, средство для воздействия на общественное мнение. Как говорится, Страна.Ру в ее современном виде, фактически являющаяся сейчас в Рунете "рупором" федеральных властей, при этом "отдыхает".

Особое место в концепции электронного правительства занимает возможность прямого обращения ко всем государственным чиновникам через Интернет. Для этого существует несколько основных способов. Наиболее распространенные из них - это предоставление публичного адреса электронной почты, либо создание на сайте ведомства специальной формы для отправки сообщения в государственное учреждение. Посредством подобной формы или по электронной почте любой гражданин может написать любые пожелания и замечания по деятельности конкретного ведомства, а также задать интересующие его вопросы. При этом предполагается, что ответ будет дан либо по электронной почте, либо выложен на ведомственном сайте в специальной рубрике "ответы".

Но это рутина. Наибольший же интерес пользователей сети вызывают чаты с крупными государственными деятелями, например, с главами государств или председателями правительств. На Западе это довольно частое явление, особенно перед выборами. Неоднократно проводились чаты с участием бывшего президента США Билла Клинтона, бывшего и нынешнего премьер-министров Израиля Беньямина Нетаньяху и Эхуда Барака и др. Как правило, подобные чаты проводятся не напрямую с высшими государственными чиновниками, а через специальных модераторов ради избежания нежелательных эксцессов, которые время от времени имеют место.

В чате даже засветился бывший президент России Борис Ельцин. Чат с его участием проводился в мае 1998 г. на сервере www.msnbc.com (а также транслировался на www.gov.ru). Чатом это можно назвать довольно условно, т.к. ответы президента передавались по телефону в Сиэтл, где и вывешивались в Интернет, что было связано с ориентацией на иностранную аудиторию, а не на соотечественников. Говорят, что за 30 минут, пока длился чат, было зарегистрировано около 10 попыток взлома сервера MSNBC.Com. Из других российских чиновников в чатах засветились также Валентина Матвиенко и Михаил Касьянов (когда он еще был вице-премьером).

При проведении чатов с высшими государственными лицами, как правило, предпринимаются повышенные меры безопасности для предотвращения хакерских атак, чтобы не случилось казуса, произошедший с премьер-министром Эстонии Марти Лааром, чат с участием которого был взломан хакерами, в результате чего эстонский премьер много "наговорил" такого, что пресс-служба Правительства Эстонии после этого была вынуждена обратиться к журналистам с просьбой не распространять текст из злополучного чата, не сверив его предварительно с официальным релизом.

Цифровая демократия?

В развитых демократиях Запада переход к электронному правительству осуществляется под четким контролем общества. Например, на сайте небольшого американского города Кэри (www.ci.cary.nc.us) публикуются все планы и повестки заседаний каждого городского комитета. Все происходящее на каждом заседании практически тут же появляется в Интернете, и жители города фактически могут получить информацию одновременно с членами комитета. В Дании все нормативные акты и решения правительства официально публикуются не только в печатном варианте, но и в электронном виде, для чего существует специальный сайт (www.fsk.dk). А теперь попробуйте представить ситуацию, что на каком-то сайте в Рунете будет в реальном времени вывешиваться информация о ходе каждого заседания городской Думы какого-нибудь Мухосранска?

В США ежедневный доступ миллионам граждан к официальной правительственной информации обеспечивается специальной системой Comlink (www.ai.mit.edu/projects/iiip/doc/comlink/overview.html), в которой в открытом доступе для всех пользователей Интернета публикуются правительственные документы - предоставляемые канцелярией Белого Дома официальные отчеты, проекты законов, доклады чиновников и т.д.

Общая позиция развития электронного правительства на Западе - это использование Интернета для увеличения степени открытости и подотчетности деятельности правительств обычным гражданам, конечного целью чего является формирование цифровой демократии (digital democracy) - т.е. возможности прямого участия граждан в решении государственных и местных вопросов путем онлайнового голосования. За счет большей открытости государственные органы получают возможность для анализа общественного мнения практически по любому вопросу и адекватно реагировать на настроения общества. Проведение онлайн-выборов фактически уже сейчас технически возможно: в США компанией Election.Com совместно с Microsoft обработки в режиме онлайн поступающих во время выборов голосов был создан специальный центр, оснащенный 42 мощными серверами Compaq с объемом оперативной памяти в 64 Гб, благодаря чему Election.Com в течение 15 часов способна обработать до 200 млн голосов.

Но информационные технологии сами по себе не являются гарантией развития демократии. Создаваемые во многих странах мира единые правительственные базы данных с огромных количеством конфиденциальной и личной информации о каждом конкретном человеке - обоюдоострое "оружие". В демократических условиях при контроле общества над деятельностью государственных структур оно позволяет повышать качество государственных услуг и более эффективно решать вопросы социальной защиты. В условиях авторитарного общества создание централизованных баз данных о каждом человеке несет вполне явную опасность неприкосновенности частной жизни и гражданским свободам. Крайнюю форму подобных опасений можно наблюдать в виде настоящей "истерии", устроенной рядом религиозных объединений по поводу введения ИНН, штрих-кодов, шенгенских паспортов и т.д., нашедших в них явный признак "клейма Антихриста"… Если в России этот процесс не был поддержан руководством Русской Православной Церкви, то на Украине и особенно в Греции, где религиозность населения гораздо выше, движение против присвоения каждому человека определенного номера (например, ИНН) приняло большой размах и стало одной из "головных болей" местных правительств.

Один из мировых лидеров по внедрению информационных технологий несколько авторитарный Сингапур вряд ли можно назвать демократическим государством. Сингапурские власти готовы пойти на некоторое увеличение открытости собственной деятельности, но взамен они получают фактически неограниченную информацию о каждом гражданине, которую могут использовать по своему усмотрению. Характерно то, что в Сингапуре наибольшее развитие получили онлайн-службы тех государственных структур, на которые возложены функции правопорядка, государственного контроля и обороны. Сайт сингапурского министерства обороны - Национальной службы - является одним из передовых в стране именно за счет того, что все связи военнообязанных граждан Сингапура с министерством обороны осуществляются через Интернет. Это и разрешение на выезд из страны более чем на 24 часа, направление на диспансеризацию, онлайн обучение в военных академиях, информация об ежегодных военных сборах и т.д.

Цифровое неравенство

Создание электронного правительства и перевод деятельности всех правительственных структур в режим онлайн не означает тут же прекращение работы правительства обычными методами. Даже в США доступ к Интернету имеет только примерно половина всего населения, а в большинстве европейских стран кроме Скандинавии этот показатель гораздо ниже - всего лишь 20-30%, не говоря уж о России с ее 3-6% уровнем интернетизации (по разным оценкам). Еще долго после создания электронного правительства оно будет дублироваться обычными оффлайн-структурами взаимодействия с гражданами.

Существуют целые слои общества, которые либо никогда, либо только в отдаленной перспективе смогут начать пользоваться услугами правительства через Интернет. В первую очередь это люди наиболее старших поколений, в целом плохо восприимчивые к технологическим модернизациям. А во-вторых, наиболее бедные слои общества. На Западе в связи с этим даже появился специфический термин цифровое неравенство (digital divide), означающий разделение общества на основе его доступа к современным информационным технологиям. Проблема цифрового неравенства волнует западные общества даже в большей степени, чем возможность использования информационных технологий в "недемократических" целях. В марте 2000 г. праймериз, проводимые Демократической партией в штате Аризона, были осложнены попытками специальной инициативной группы запретить онлайновое голосование, им чуть не удалось убедить суд, что способ голосования через Интернет нарушает избирательные права граждан, не имеющих доступа к Интернету.

Наибольшая эффективность электронного правительства по сравнению с обычным возможна только в случае всеобщего доступа граждан к правительственным услугам в онлайн-режиме. Поэтому обсуждаемый во Франции проект предоставления всем гражданам с рождения персонального адреса электронной почты на специальном правительственном портале уже не кажется столь непонятным. Тем странам, которые собираются пойти по пути создания электронного правительства придется изрядно "раскошелится" на решение проблемы цифрового неравенства. В России пока фактически не действует ни одной правительственной программы, связанной с поддержкой распространения Интернета в стране, не говоря уж о собственно проблеме цифрового неравенства, осознание которой, видимо, еще только впереди. Официальная поддержка программы ЮКОСа "Поколение.Ру" по обучению учителей навыкам Интернета - пока единственный шаг российского Правительства в этом направлении.

Электронное правительство

Перспективы e-government в России

Уже несколько лет в Государственной Думе без особой надежды быть принятым лежит законопроект об электронной цифровой подписи. Это один из основополагающих документов для развития электронной коммерции, всего интернет-бизнеса и электронного правительства в том числе. Любые действия через Интернет действительно действенны и эффективны в том, случае, если не требуют потом дублирования этих действий, что говорится, в оффлайне. Если какой-нибудь договор заключается в режиме онлайн, а для его подписания затем надо ехать "за три девять земель", то весь смысл подобного договора теряется.

Из постсоветских республик закон об электронной цифровой подписи принят пока только в странах Прибалтики: в Эстонии электронные подписи были узаконены весной, а в Литве в июле 2000 г. В Государственной Думе России лежат аж два проекта закона об ЭЦП: депутатский и правительственный, вся разница в которых заключается в том, что для раскрытия сведений о владельце электронной подписи по правительственному варианту достаточно "законного требования правоохранительных органов", а по депутатскому - только через суд. Кроме того, в этом году в парламент также внесен проект закона об электронном документе. Также в России очень слабо разработана схема электронных платежей, хотя за последний год был предложено несколько подобных схем, но ни одна из них пока не получила официальной поддержки со стороны Правительства.

Но это все проекты. Также как и проект закона, согласно которому все федеральные органы государственной власти обязаны иметь свой сайт, содержащий информацию о своей деятельности для свободного ознакомления граждан. Для самого парламента этот законопроект фактически предусматривает выкладывание результатов каждого голосования на сайты Федерального Собрания.

Но и без этого закона уже практически все федеральные министерства имеют собственные представительства в Интернете. По состоянию на конец января 2001 г. только у Министерства национальностей не было своего сайта, да не загружался сайт Министерства по чрезвычайным ситуациям. В отношении государственных комитетов и других государственных служб картина складывается гораздо менее радужная - только 3 госкомитета и 1 федеральная служба имеют собственный сайт.

Что говорить об отдельных департаментах и еще более мелких подразделениях, если даже Администрация Президента РФ представлена очень куцо - на ее сайте государственных органов власти России (www.gov.ru) о собственно Администрации совсем чуть-чуть. По слухам, в Администрации Президента РФ такие компьютеры, что об Интернете тамошним чиновникам фактически известно только из газет [И.Давыдов, Думаю, ФЭП еще не раз всех удивит, Дни.Ру, http://dni.ru/more?id=1589]. Как говорит Марина Литвинович, руководитель интернет-подразделений ФЭП, при создании сайтов правительственных структур часто возникают проблемы с ФАПСИ, которое заведует вопросами связи всех органов государственной власти [А.Бессуднов, Правительство тоже хочет портал, Интернет.Ру, 07.07.2000]. При разработке сайта бывает очень трудно объяснить, что размещение в Интернете информации о том или ином государственном ведомстве не имеет никакого отношения к внутренней безопасности Правительства. Естественно само ФАПСИ собственного сайта пока не имеет (по состоянию на январь 2001 г.).

Большим прорывом на пути к созданию электронного правительства в России можно считать новую версию сервера Правительства РФ (www.government.ru), официально запущенная в ноябре 2000 г. Главное отличие новой версии от старой - ежедневное обновление за счет информации о текущих делах правительства. Кроме того в одно место была сведена информация о каждом правительственном подразделении.

Как говорит начальник департамента правительственной информации Андрей Коротков, сервер Правительства России является "кристаллическим ядром, вокруг которого будет формироваться информационный правительственный портал", который затем должен стать основой электронного правительства России. ФЭП, принимавший активное участие в создании сервера Правительства, планирует в течение этого года запустить новый крупный правительственный проект, представляющий собой общероссийскую систему, объединяющую все органы государственной власти на всех уровнях. Это должен быть российский аналог американского FirstGov.Gov. А пока в течение ноября-декабря 2000 г. ФЭПом в рамках медиапроекта Страна.Ру были созданы информационные представительства всех федеральных округов, на фоне которых официальные сайты Представителей Президента РФ в федеральных округах (кроме сайта Приволжского округа) представляют собой довольно убогое зрелище.

Официальные сайты Представителей Президента фактически можно назвать своеобразной квинтэссенцией сайтов всех российских органов власти, в большинстве своем не намного лучших. В большинстве своем сайты правительственных ведомств, как на федеральном, так и на региональном уровне создаются немногочисленными энтузиастами-непрофессионалами, что говорит об отсутствии, во-первых, в государственных органов специалистов по информационным технологиям, а во-вторых, о нежелании их нанимать. Из всех сайтов федеральных министерств только 6 государственных ведомств имеют сайты, сделанные на высоком профессиональном уровне, в основном благодаря тому, что их созданием занимались профессиональные веб-студии. Как в случае с сервером Министерства по делам печати, телерадиовещания и СМИ (www.mptr.ru), разработка которого была возложена на "Ксанаду Студио", участвовавшую также в создании сервера Росинформцентра (www.infocentre.ru) и сервера губернатора Кемеровской области Амана Тулеева (www.tuleev.ru).

На региональном уровне ситуацию можно назвать вообще аховой: хотя собственные сервера по состоянию на январь 2001г. имеет большинство всех региональных администраций, но, тем не менее, у 20 региональных администраций их до сих пор нет. Но справедливости ради надо отметить, что их число постепенно сокращается: в марте 2000 г. таких было 24 (т.е. почти треть). Если от администраций по сути нищих автономных округов (кроме Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого) и республик Северного Кавказа ожидать появления правительственных сайтов стоит нескоро, то что мешает создать их в Тульской, Амурской, Читинской, Магаданской, Камчатской областях, Ставропольском крае и Удмуртии? Но даже тем регионам, чьи региональные администрации имеют собственные сервера радоваться рано: в большинстве своем они крайне примитивны и непрофессиональны. Профессиональными с теми или иными оговорками можно назвать сервера только в восьми регионах России, да и то три из них являются серверами их губернаторов (табл.1). Как показывает российская практика сервера отдельных губернаторов (Красноярского края, Кемеровской области, Нижегородской области, Свердловской области, Мурманской области и т.д.), как правило выполнены на гораздо более высоком уровне, чем сервера их региональных администраций. Оно и понятно: сервера отдельных губернаторов появляются обычно к очередным выборам…

Информационное содержание большинства серверов региональных администраций ограничивается сведениями о региональных органах власти (с обязательной биографией губернатора), сведениями о самом регионе, небольшим набором местных нормативных актов, а также в лучшем случае подборкой новостей далеко не всегда первой свежести. Фактически этим и ограничивается какое-либо участие властей в Интернете. Хотя Марина Литвинович утверждает, что знает несколько случаев проведения на небольших региональных сайтах проведения тендеров по государственным заказам, когда заказы принимались в онлайновом режиме [А.Бессуднов, Правительство тоже хочет портал, Интернет.Ру, 07.07.2000]. В июне-июле 2000 г. много шума наделал объявленный Сергеем Кириенко на сервере www.kadri.ru конкурс на должности Федерального инспектора аппарата полномочного представителя Президента РФ в Приволжском округе. Всего в конкурсе принято участие свыше 5 тысяч человек, которым по электронной почте были разосланы задания в виде тестов, на основе ответов потом было отобрано 100 человек и приглашено в Нижний Новгород для собеседования. Из них затем и были отобраны 25 победителей. Но фактически это единственный пример использования Интернета государственными органами для чего-то более существенного, чем размещение информации или проведения онлайн-конференций.

Смена власти в регионах иногда самым негативным образом сказывается на их представительстве в Интернете. Классический пример - случай с Красноярским краем, имевшим в 1998 г. до победы на выборах губернатора А.Лебедя один из лучших на то время серверов своей региональной администрации, поддерживаемой бывшей администрацией В.Зубова (www.krasnoyarsk.org). После победы Лебедя старый сайт прекратил свое существование, а новый создан фактически так и не был [Попытка создания сервера Администрации Красноярского края в апреле-мае 2000 г. (krasadmin.krasu.ru) успехом не увенчалась] - у Лебедя-то есть собственный сервер (www.alebed.ru). Похожая ситуация в 2000 г. повторилась и в Курской области, где фактически сервер областной администрации размещался на сервере бывшего губернатора А.Руцкого.

В целом сервера российских органов власти не ориентированы на обычных граждан. Только на серверах 9 федеральных ведомств и на 13 серверах региональных администраций предусмотрена возможность общения с посетителями сервера, т.е. возможность отправки вопросов или замечаний по поводу работы государственных органов власти. В этом плане показателен официальный сайт Президента России, на котором рубрика "написать письмо", где можно отправить письмо Президенту России наличествует, но вот рубрика "ответы" отсутствует... Это напоминает известный анекдот времен перестройки о соотношения права и возможности:

"Во время очередного выступления (пленума, партсобрания - кому, что нравится) один из присутствующих в зале тянет руку: "Имею я право..?" На что выступающий незамедлительно отвечает: "Имеете", и продолжает доклад. Через некоторое время человек опять тянет руку: "Имею я право..?", на что следует аналогичный ответ. Наконец человек спрашивает: "Ну могу я..?" - "Нет, не можете…".

Вот так и с Интернетом: Интернет есть, но пройдет еще не мало лет, пока родное Правительство повернется к своим гражданам. И дело, видимо, отнюдь не в отставании России в плане внедрения современных информационных технологий…
 


»» Табл.1.
Наиболее удачные сервера региональных администраций, январь 2001 г.

»» Схема сайтов российских органов государственной власти (февраль 2001 г., формат Word 97, необходим шрифт Webdings)
 


ПРИМЕЧАНИЯ:
1-2. Government and The Internet // Economist. - 2000, June 24th.
3. К. фон Хофманн, Создание "электронного" правительства // Директору информационной службы, 2000, N5