на главную
© rocich.ru

Сеть и ловцы человеков


Автор: Перфильев (Росич) Ю.
/ Планета Internet. 2001, №4 (45) – с.18-27
Скачать:

Вряд ли, когда Христос призывал братьев Симона (Петра) и Андрея, бросить свои рыболовецкие сети и пойти ловить человеков, он думал о других сетях, об Интернете. Но тем не менее современная церковь1, следуя заветам Христа, должна "ловить человеков" везде, где это только возможно, используя любые способы и пути, чтобы "нести Слово Божие". Довольно символично, что знак "сети" - две перекрещивающихся веревки - в современном христианстве трактуются как крест (т.е. символ спасения). Можно вспомнить и еще одну цитату из Библии: "он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному" (Лк.21:35), в которой при желании можно тоже усмотреть косвенное указание на Интернет.

Но дело не в этом: Интернет, мир виртуальный, - такое же поле миссионерской деятельности для любой религии, как и мир реальный. Поэтому, несмотря на достаточно осторожное отношение как православной церкви, так и других религий к новым технологиям, Интернет постепенно становится такой же неотъемлемой частью церковной жизни, как и любые другие средства массовой информации. Сейчас уже никого не удивишь церковными газетами, передачами на радио и телевидении, хотя их использование для церковных нужд начиналось в свое время также болезненно, как и сейчас использование Интернета.

Тем не менее уже сейчас в Рунете существует свыше 500 только православных ресурсов Интернета, не говоря уж об инославных. А по данным системы статистики SpyLOG совокупное ядро (аудитория) всех христианских ресурсов российского Интернета по состоянию на февраль 2001 г. составляло 7900 человек (кроме того, ислама - 600 человек, иудаизма и буддизма - примерно по 500, индуизма - около 300). Ежедневная аудитория религиозных сайтов не превышает 500 человек в день (за исключением разве что Глобального еврейского онлайн-центра Jewish.Ru, который религиозным назвать на самом деле трудно, как и в целом разделить, что в еврейской культуре связано с религией, а что с национальными особенностями). Сайт Храма Христа Спасителя Xram.Ru, лидера рубрики "Религия" на Рамблере, в день посещают около 400 человек, у остальных религиозных сайтов посетителей меньше (табл. 1). Конечно, это ничто по сравнению с аудиториями крупных российских порталов и информационных серверов. Но ведь и на телевидении аудитория религиозных передач крайне мала2.

Вопрос рейтингования вообще спорен, а в отношении религиозных ресурсов особенно, т.к. создаются они не для рейтинга и не преследуют явной цели достижения большой посещаемости. Цель религиозной деятельности в Интернете все-таки иная, как и в целом деятельность любой церкви. Цель одна - борьба за души людей, или, как говорил Христос - "ловить человеков".

"Бесовские штучки"

Отношение любой религии к Интернету необходимо трактовать гораздо шире: как отношение церкви к новым и особенно информационным технологиям вообще.

Как известно, церковные институты - наиболее консервативные элементы общественной жизни, которые всегда с большой опаской относятся к любым нововведениям, и уж тем более к тем, которые могут противоречить церковным концепциям и догмам. Можно вспомнить, как трудно в средневековье наука пробивала себе путь, сколько ученых погибли в руках святой инквизиции. Конечно, теперь уже и времена не те, и церковь не имеет столь огромного влияния на жизнь общества, но в целом отношение религий к любым нововведениям скорее отрицательное, чем положительное. Трудно сказать, в чем здесь дело. Возможно, одна из причин в том, что церковные организации очень осторожно подходят к любым изменениям, которые затрагивают структуру церковной жизни, дабы избежать возможных расколов, т.к. отношение верующих людей к тем или иным аспектам очень неоднозначно. Кроме того, научный прогресс для многих религиозных направлений (например, некоторых течений старообрядчества) как таковой есть "отступление от Христа". Последнее особенно актуально и для отдельных фундаменталистских течениях ислама и протестантизма.

В жизни любого общества церковь выступает как один из наиболее влиятельных авторитетов и не может принимать поспешных решений, каждое из которых является результатом продолжительных процессов согласований. По очень многим вопросам своей жизни Церковь может достигать согласия только через очень много лет, несколько десятилетий, а то и столетий. Поляризация же мнений внутри церковной организации настолько огромна, что любое неосторожное решение может привести к расколу внутри церкви, что бывало в истории каждой религии неоднократно. История христианства - сама по себе иллюстрация многочисленных расколов, в которых дело доходило неоднократно до взаимных анафем. Поэтому достаточно большая осторожность Церкви по отношению в использованию Интернета в своей жизни не случайна, как не случайна она и в отношении многих других очень острых вопросов, так или иначе связанных с рядом нововведений последних десятилетий, с развитием новых технологий: это и ставшие обычными штрих-коды, и индивидуальные налоговые номера, и клонирование и т.д. Каждый из этих вопросов вызвал внутри церковной жизни настолько бурную полемику, что этому стоит уделить специальное внимание, чтобы понять насколько нелегко приходится традиционным религиям в наш век, век информационных технологий.

Сюжет первый: штрих-коды и пресловутые шестерки

Как известно, штрих-код - это специальная маркировка товаров, по которой можно узнать практически всю информацию о производителе, качестве, стоимости и т.д. Суть штрих-кода (по системе EAN-13) сводится к тому, что каждой цифре (от 0 до 9) соответствуют несколько специальных форм изображения в штрих-коде разными по толщине линиями в трех вариантах - т.н. сетах. Если посмотреть на любой штрих-код, то можно увидеть, что в нем используются три специальные ограждающие линии в самом начале, середине и конце штрих-кода, это две параллельные тонкие линии, которые несколько длиннее всех остальных. В общем именно эти две полоски соответствуют числу шесть и получается, что каждый штрих-код несет в себе число 666, а это, как известно, есть число зверя, т.е. Антихриста. Вот именно это и увидели в начале 1990-х гг. греческие монахи на Афоне. Почему в качестве ограждающих штрихов были выбраны именно шестерки совершенно непонятно, т.к. для этой цели в принципе может быть использовано любое другое число (к замене шестерки на любое другое число призывали как Греческая (Элладская), так и Русская Православная Церкви в специальных постановлениях Священных Синодов3).

Но сама по себе маркировка всех товаров штрих-кодами, даже с использованием трех шестерок, не могла вызвать ту настоящую бурю протеста, которая не затихает в Греции по сей день. Пока речь шла об использовании штрих-кодов только для маркировки товаров, все было спокойно, но эта же технология используется в настоящее время в паспортах стран Шенгенского Соглашения, а также в электронных карточках, удостоверяющие личность. Вместе с Шенгенской зоной в Европе не только исчезли границы, которые существенно упростили передвижение людей в странах Шенгенского Соглашения, но и была создана единая компьютерная база данных практически на каждого человека. Целью создания такой гигантской компьютерной базы данных официально является обеспечение безопасности и борьба с преступностью. Но где гарантия, что она не может быть использована для тотального контроля над гражданами?

Чтобы вызвать буру протеста со стороны верующих людей этого вполне достаточно: три шестерки в штрих-кодах, используемые в документах, удостоверяющие личность, плюс сосредоточение информации о каждом человеке в единой базе данных и строки из "Откровения Иоанна" (Апокалипсиса), которые знает практически каждый верующий: "И он сделал то, что всем - малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам - положено будет начертание на правую руку их и на чело их. И что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя его, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое, число его шестьсот шестьдесят шесть" (Откр. 13:16-18). Не зря Русская Православная Церковь не рекомендует эту часть Библии для самостоятельного изучения!

За последние годы в мире было проведено огромное количество исследований на предмет доказания содержания в штрих-кодах печати Антихриста: одни из них доказывают это, а другие опроверают в зависимости от того, какая цель ставилась в исследовании. Для более подробного ознакомления с данным вопросом можно посоветовать существующий в Рунете на сервере "Православие.Ру" специальный сайт "Шенгенская зона" (www.pravoslavie.ru/shengen/index.htm), где собрано очень большое количество материалов по штрих-кодам и печати Антихриста. Кроме того, может быть интересен и сайт "Стояние за истину" (orthodoxy.newmail.ru). В принципе каждый видит то, что желает видеть и ищет подтверждения этому: на той же "Шенгенской зоне" существует специальная страница с многозначительным названием "Многозначительные совпадения" (www.pravoslavie.ru/shengen/sovpaden.htm), где приводятся примеры количества запросов по теме "Шенгенская зона" в один из дней января 2000 г. и размера одного файла с изображением штрих-кода - конечно, и там и там, фигурировала цифра 666. Мистика? Можно еще добавить сведения, почерпнутые с сайта "Стояние за истину" (http://orthodoxy.newmail.ru/apostasia/666.htm), что код номера Мирового банка - 666, карточки австралийского Национального Банка несут в себе номер 666, новые американские кредитные карточки несут префикс 666, на каждом израильском лотерейном билете напечатано 666, ну и, наконец, если сложить все цифры с игрального стола рулетки, то в сумме тоже получится 666…

В зависимости от того, какие сведения, подтверждающие или нет наличие трех шестерок в штрих-кодах или даже кодах компьютерных программ, будут представлены тому или иному человеку, в соответствии с этим он и поступит. Наиболее показательны в этом отношении высказывания диакона Андрея Кураева, известного своим большим количеством изданий по самым животрепещущим вопросам церковной жизни: сначала он высказывал беспокойство по поводу печати Антихиста, но после ознакомления с заключениями экспертов по компьютерным технологиям извинился за "ложную тревогу": "… знаки, предназначенные для глаз компьютера, мы пробовали прочесть нашими глазами. И ошиблись. Три группы линий, беспокоившие нас, не имеют никакого отношения к шестеркам".

В целом история человечества знает не мало примеров, когда печатью Антихриста объявлялось практически что угодно. Например, в России в беспоповском течении старообрядчества существует одна группа бегунского толка - Антипово Согласие или Безденежники: так вот члены этой группы отказываются от денег, т.к. считают, что на них стоит печать Антихриста.

В принципе использование в штрих-кодах и электронных карточках трех шестерок дает только мистический налет этому вопросу (хотя и крайне оскорбительный для верующих), т.к. основные претензии все равно сводятся к всеобщей нумерации.

Штрих-коды, ИНН и пресловутые шестерки

Сюжет второй: ИНН и "бизнесмены"

Но если "история со штрих-кодами и шенгенскими паспортами" главным образом имеет место хоть и в тоже православной, но все-таки Греции, а не в России, то на территории бывшего СССР гораздо актуальней постепенно раскручивающийся маховик внедрения т.н. индивидуальных номеров налогоплательщика (ИНН). Сначала тревогу по поводу ИНН забили на Украине, а чуть позже и в России.

Как известно, каждому налогоплательщику России в соответствии с законодательством присваивается ИНН, который должен указываться во всех документах, направляемых в налоговую инспекцию. Для этого создается единая база данных налоговой инспекции по каждому налогоплательщику. Именно в этом и усмотрели главную угрозу своим правам верующие - чем ИНН не печать Антихриста? Практически в каждой церкви сначала Украины, а затем и России появились специальные воззвания и формы отказа от ИНН, предлагавшиеся верующим. В результате на Украине к концу 2000 г. налоговой инспекцией было получено около 60 тысяч заявлений об отказе от ИНН. Как всегда не обошлось и без очередного всемирного заговора: как пишут в некоторых своих обращениях к Президенту РФ противники ИНН, "недаром работу по ИНН налоговыми органами России финансирует Всемирный Банк".

И на Украине, и в России движение против присвоения ИНН приняло такой размах, что властям пришлось на какое-то время признать за верующими право использовать предыдущую схему взаимодействия с налоговыми органами (правда, этим не замедлили воспользоваться многие "бизнесмены", вдруг "уверовавшие в Бога" Например, в налоговую инспекцию Воронежской области поступило около тысячи писем бизнесменов с отказами от получения ИНН. Теперь налоговые органы уже стараются говорить об ИНН не как об номере, присваимому каждому человеку, а как о номере дела налогоплательщика. Как говорит министр РФ по налогам и сборам Геннадий Букаев, "номер не человеку присваивается, а тому налоговому делу, которое заводится на каждого конкретного человека". Кроме того, есть предложение ввести вместо ИНН понятие "лицевой счет налогоплательщика - физического лица" (ЛСН), а депутат Государственной Думы от фракции "Единство" Александр Чуев даже предложил переименовать ИНН в ННУ (т.е. номер налогового учета)! Весь вопрос в том, поймут ли обычные верующие люди разницу между ИНН, ННУ или ЛСН?

Вопрос об ИНН вызвал очень бурную полемику в Русской Православной Церкви, по этому поводу высказались практически все наиболее видные деятели Церкви, включая Патриарха Алексия II. Против суеверия в отношении ИНН выступил архиепископ Белгородский Иоанн (Попов), а архиепископ Чебоксарский Варнава (Кедров) даже осудил проведение пикета у здания Правительства Чувашии об освобождении православных граждан от присвоения ИНН, епископ Иркутский Вадим (Лазебный) сам направил в налоговую инспекцию заявление о присвоении ему ИНН и призвал православных иркутян последовать его примеру. Митрополит Ставропольский Гедеон (Докукин) призвал налоговые органы к осмотрительности и осторожности, заявив, что "мир и согласие в обществе гораздо важнее" улучшения собираемости налогов. 7 марта 2000 г. Священный Синод РПЦ принял специальное постановление с призывом "уважать чувства верующих" и "хранить христианское трезвомыслие", указав на статью 24 Конституции РФ в соответствии с которой "сбор, хранение и использование информации о частной жизни лица без его согласия не допускается". Большинство старцев (отец Кирилл (Павлов) из Троице-Сергиевой Лавры, отец Иоанн (Крестьянкин) из Псково-Печерского монастыря и др.) заняли достаточно осторожную позицию, говоря о том, что главное - это вера в Бога. Но особенно много шума наделало обращение высших иереев Украинской Православной Церкви с призывом к властям Украины отменить для верующих ИНН.

В итоге в январе 2001 г. "точку" хотел поставил Патриарх Алексий II, сказавший, что не видит ничего противоречащего христианству в присвоении верующим ИНН. Похожее решение принял в октябре 2000 г. и Собор старообрядческой Древлеправославной Церкви, принявший заявление, по которому ИНН не есть печать Антихриста, но "есть еще одно звено в цепи прогресса и отступлении секулярного человечества от Христа" (хотя ряд иереев прямо призывал отказаться от уплаты налогов, закрыть храмы и уйти в леса - тем более, что для староверов это не в первой).

Но заявления высших архиереев Церкви тем не менее не сняли противоречий по поводу внедрения ИНН. В ряде российских СМИ даже начали появляться публикации о первой наиболее серьезной с 1930 г. 4 угрозе церковного раскола, для предотвращения которого в феврале 2001 г. с участием ведущих деятелей русского православия была даже созвана специальная Богословская комиссия РПЦ, которая пришла к выводу, что вопрос принятия ИНН не имеет никакого отношения к религии. Чрезвычайно тревожно, что некоторые представители наиболее "ультрапатриотических" течение РПЦ готовы из-за страха перед печатью Антихриста уйти даже к старообрядцам

Сюжет третий: цифровые ангелы и клонирование Христа

Но все-таки ни штрих-коды, ни ИНН не ставятся на руку или чело, даже имея ИНН, человек может, как призывают многие представители ультраправых течений в Церкви, уйти в итоге в леса и заняться натуральным хозяйством.

Гораздо существеннее технологии, позволяющие вживлять в организм специальные устройства, позволяющие отслеживать его деятельность.

Вот, например, что пишет один из представителей Белого Братства некий епископ Марк: в Испании еще в 1987 г. была разработана система "Интексел", позволяющая находить потерявшееся животное, благодаря вводимому под кожу небольшому микрочипу с уникальным кодом, а в Швеции в 1983 г. проводился эксперимент над людьми, в ходе которого на кожу людей с помощью лазера наносился специальный информационный код, содержащий подробную информацию о человеке (http://www.usmalos.com/metka/electudost.htm).

А на христианском мегасайте NewLife.Kz можно найти преинтересную статью под названием "Цифровой ангел" (newlife.kz/digitalangel.htm), в которой написано, что в 1999 г. некая компания "Applied Digital Solutions" получила патент на технологию под названием "Цифровой ангел", являющуюся миниатюрным цифровым приемопередатчиком, разработанным специально для отслеживания покупок, осуществляемых через банковские и другие электронные системы людьми с вживленными микрочипами. В этом же тексте можно найти и другие примеры создания других имплантов на основе бионики.

В целом уровень развития технологий уже таков, что сомневаться в возможности создания и использования подобных устройств не приходится. Если уж человек научился клонировать животных, то вживить какой-то там имплант… В Великобритании в декабре 2000 г. были разрешены операции по клонированию человека (пока, правда, только для выращивания эмбрионов до возраста 10 недель, которые могут быть использованы для производства дорогостоящих медицинских препаратов), а уже в январе 2001 г. некая компания "Клонэйд" (действующая в США, Великобритании и др. странах) заявила о начале клонирования младенцев. Примечательно, что "Клонэйд" спонсирует международная секта "Движение раэлинов", по представлениям которой клонирование человека есть путь к его бессмертию (НГ-Религии, 31.01.2001). А в США представителями 14 христианских деноминаций был разработан проект "Второе пришествие", целью которого является клонирование самого Иисуса Христа (NTV.Ru, 27.10.2000)…

Пока это все звучит все-таки еще достаточно фантастично, но кто знает, не станет ли все это еще одним поводом для церковных выступлений в связи с развитием новых технологий? Тем более что моральная сторона всего этого вызывает гораздо больше вопросов, чем внедрение того же ИНН.

***

В церковной среде еще до сих пор слышны отклики спора насчет даже обычного телевизора, который иногда именуется не иначе как "дьявольским ящиком". В ряде "богословских" трудов телевизор обвиняли в том, что он: занимает то место, где раньше был красный угол с иконами; "монополизировал и унифицировал душевную жизнь"; "создал новый вид человека - homo medium - человека душевного распада"; "является концентрацией страстей"; "унифицирует и обезличивает людей"; "развивает антихристианство"; "учит людей жестокости" и, наконец, "телевизор внес в дома верующих кощунственные фильмы о Христе"5… Как тут не вспомнить фильм "Последнее искушение Христа" Мартина Скорцезе!

А как, например, Католическая Церковь должна относиться к регистрации и выставке на продажу некоей шотландской фирмой домена The PopesFuneral.com, что в переводе дословно означает "Похороны Папы.com"?! А как должна относиться церковь к хакерским атакам церковных сайтов, что действительно имело место в отношении сайта Ватикана (www.vatican.com) в январе 2001 г. и, возможно, сайта Храма Христа Спасителя (www.xxc.ru) в августе 2000 г.?!

После всех этих примеров достаточно осторожное, а подчас и негативное отношение церковных структур к новым технологиям становится достаточно понятным. Но это только одна сторона вопроса, вторую же сторону лучше все охарактеризовал архимандрит Псково-Печерского монастыря Иоанн (Крестьянкин): "При современных технических возможностях можно тайно и явно запечатлеть все народы и "номерами", и "чипами", и "печатями". Но они душе человеческой не могут повредить, если не будет сознательного отречения от Христа, и сознательного же поклонения врагу Божию" [Справедливости ради надо отметить, что за свою позицию этот один из наиболее уважаемых духовных лидеров Церкви отдельными монашествующими был чуть ли не предан анафеме].

Главное для церкви - это борьба за души людей, а всевозможные технологические штучки - это "от лукавого".

Точки над i

Интернет для церкви с одной стороны представляет собой часть технологического прогресса, но с другой стороны раскрывает новые горизонты для проповедования веры. Именно с этой точки зрения и надо воспринимать отношение любой церкви, в том числе и Русской Православной, к сети. Такое двоякое отношение во многом есть следствие неоднородности структуры Церкви, в рамках которой фактически существуют два крайних течения:

Ну и как всегда, довольно размытый центр. К сожалению, соотношение в современной Русской Православной Церкви в настоящее время явно не в пользу "обновленческого" крыла. Вообще русское православие всегда отличалось достаточно ярким консерватизмом и ортодоксальностью. Именно в этом причина значительного отставания РПЦ в использовании информационных технологий от католической церкви, а если смотреть и более глобально - то, видимо, и в постепенной сдаче позиций на своей канонической территории другим конфессиям, особенно протестантским, ведущих в России активную миссионерскую деятельность и ищущих подходы к каждому человеку любыми способами.

Видимо, в современной Церкви все-таки преобладает мнение иеромонаха Анатолия (Берестова), изложенное им в его книге "Число зверя. На пороге третьего тысячелетия.", где он пишет об виртуальном мире, мире компьютерных технологий, который удаляет человека от Бога, бросая его в мир наслаждений, в мир выдуманный, подчиненный бесам, т.к. "в мире виртуальной реальности нет места Богу, но есть место диаволу". Но, Слава Богу, это мнение все-таки не единственное и постоянное увеличение в Рунете количества православных ресурсов, яркое подтверждение того, что Интернет постепенно пробивает себе дорогу и в мир духовный, а не является только "миром наслаждений".

В этом отношении довольно интересно мнение о. Петра Исакова (www.sobor.ru), прямо говорящего, что из-за безудержных протестных выступлений далеко не всегда понятных людям далеким от церкви, "нас, православных, скоро будут считать убогонькими, … выброшенными на обочину жизни. … Мы подобно Дон Кихоту, сражавшемуся с ветряными мельницами, ищем в компьютере виртуального антихриста, но не хотим противиться его духу, проникающему в Церковь, и - кто знает? - может быть, действительно подготавливающему его пришествие".

Е-вангелизация

Е-вангелизация, или пример католиков

В США в штате Нью-Мехико в небольшом городке Абиквайо есть небольшой католический монастырь "Christ in Desert". Этот монастырь еще в 1995 г. прославился одним из первых монастырских сайтов в Интернете, который к настоящему времени фактически превратился в один из крупнейших многофункциональных христианских порталов. Нынешний Ubiqsie (www.ubiqsie.com) начинался как хороший способ дополнительного заработка для монастыря, который выступал как небольшая студия веб-дизайна, но очень скоро к полной неожиданности самих монахов сайт монастыря (а в 1995 г. монастырский сайт был довольно необычным явлением даже для американского Интернета) стал фактически объектом "паломничества", своеобразным центром религиозной жизни в сети. Это не замедлили заметить в Ватикане, и вскоре монахи приняли активное участие в создании сайта самого Ватикана (www.vatican.va), который за первые десять дней после открытия в 1997 г. посетило 3 млн человек! Именно тогда монахи поняли, что Интернет может быть использован не только как средство для размещения информации о монастыре или его услугах (в данном случае - веб-дизайна) в сети, но и как средство взаимодействия с миром (т.е. светским миром), средство распространения веры и расширения влияния церкви. В результате этого был задуман проект NextSCRIBE (в настоящее время Ubiqsie) - многофункциональный портал наподобие AOL или Yahoo с тем же набором основных интернет-сервисов (электронная почта, поисковая система, каталог, интернет-магазин, конференции, чаты, новости и т.д.), но с упором на духовную жизнь человека.

И это далеко не единственный пример широкого использования Интернета в жизни Католической Церкви. Например, на Филиппинах одним из крупнейших провайдеров страны является CBCPNet (www.cbcpnet.net) - эта аббревиатура расшифровывается как Ассоциация католических епископов Филиппин (Catholic Bishops Conference of the Philippines). Католическая Церковь на Филиппинах, где подавляющая часть населения страны исповедует именно католичество, взялась протянуть Интернет по всей стране, практически в каждую деревню страны, в каждый приход, каждую приходскую школу. В Филиппинах этот процесс церковной интернетизации страны остроумно был назван Е-вангелизацией. Но естественно, что через CBCPNet пользователю вряд ли удастся попасть, например, на сайт "Плейбоя", не говоря уж о более экстремальных в этом отношении сайтах. Нечто похожее имеет место и в Бразилии, где существует несколько служб бесплатного доступа к Интернету для верующих. При подсоединении к сети через эти службы пользователи попадают на специальные религиозные порталы. Такие католические интернет-провайдеры довольно популярны за счет более низкой стоимости услуг (как на Филипинах), так и благодаря бесплатному доступу вообще (как в Бразилии, где служба NetGratuita (www.netgratuita.com.br) имеет свыше 800 тыс. пользователей, а ее конкурент IG - более 400 тыс.). А в декабре 2000 г. Ватикан провел рождественскую акцию, благодаря которой пользователи Интернета могли приобрести рождественские подарки на специальном сайте Издательского отдела Ватикана (www.vaticanbookstore.com).

Еще в 1999 г. Католическая Церковь начала поиски святого покровителя для Интернета, и тогда же были предложены несколько кандидатур: святой Педро Реганальдо (прославился тем, что как-то умудрился появиться в двух разных монастырях, удаленных друг от друга на десятки километров в одно и то же время), святая Текла (как говорят, молитвы о разрешении всех компьютерных проблем лучше всего адресовать ей), святой Исидор Севильский (который считается создателем первой универсальной энциклопедии) и даже архангел Гавриил (известен как божий вестник). В итоге порешили, как известно, на Исидоре Севильском, которому в романском календаре отведено 4 апреля.

Официальный Ватикан рассматривает Интернет как весьма эффективное средство массовой пропаганды религиозных идей, в одном из обращений Папы Римского к верующим в январе 2001 г. (приуроченному ко Всемирному дню связи 24 января) Интернету было даже уделено особое внимание: как сказал понтифик, спутниковые и интернет-технологии стирают границы и позволяют распространять религиозную информацию и транслировать церковные службы в реальном времени на весь мир. Но Иоанн Павел II упомянул и об опасностях, подстерегающих человека в виртуальном мире: "медиа-мир может иногда казаться не более дружественным для приобщения христианским идеям, чем языческое окружение во времена Апостолов"6.

Интернет-миссионерство

Упор Папы Римского на Интернет как средство религиозной пропаганды не случаен - Католическая Церковь всегда отличалась значительной миссионерской деятельностью для чего всегда старалась использовать все возможные средства массовой пропаганды - газеты, журналы, радио, телевидение, теперь и Интернет. Поэтому Интернет для католичества достаточно органичен, тем более он органичен для многочисленных протестантских церквей и различных сект, для которых миссионерство, привлечение новых последователей является чуть ли не основной задачей всей деятельности церкви, для чего опять же используются все возможные средства массовой пропаганды, начиная от проповедования на улицах и заканчивая тем же Интернетом. Практически все протестантские и унитарно-универсалистсике церкви, так или иначе представленные в России, обязательно имеют собственный сайт, задачей которого является именно привлечение новых последователей и пропаганда религиозных учений. На одном из таких сайтов (церкви баптистов "Преображение во Христе" - preobra.chat.ru) существует даже специальная страница с советами о том, как создать сайт своей церкви.

В Рунете по примерной оценке более трети всех сайтов - именно сайты многочисленных протестантских и унитарно-универсалистских религий. Еще треть (чуть больше трети) приходится на православные ресурсы (не только Московской Патриархиии), а оставшаяся четвертая часть размывается между остальными конфессиями - католичеством, исламом, буддизмом, иудаизмом, индуизмом… В отношении представительства в Рунете второй религии России - ислама - можно пока только с сожалением разводить руками: ислам в российском Интернете представлен крайне слабо. Гораздо лучше дела обстоят с буддизмом - так или иначе в Рунете существуют ресурсы по всем основным направлениям буддизма и дзен-буддизма.

Можно ожидать, что доля протестантско-универсалистских ресурсов российского Интернета будет только увеличиваться, тем более, что их география уже сейчас охватывает практически всю страну от Калининграда до Чукотки, чего не скажешь о православии, представленного в Рунете преимущественно в регионах с более или менее высоким уровнем развития Интернета.

На протестантских сайтах помимо общей информации о вере, общине, религиозных текстов, часто присутствуют и другие, мягко говоря, нехарактерные для православных ресурсов элементы. Например, на сайте BibleRussia.org можно скачать несколько христианских программ - это дистрибутив "Цитаты из Библии" с дополнительными модулями для немецкой, французской Библий и т.д., а также инсталятор для специальной заставки под Windows тоже с цитатами из Библии.

На сайте Бобруйской баптистской Церкви "Благодать Господня" (www.bobruisk.net/grace) можно скачать запись воскресного богослужения в формате Real Audio, на сайте уральской Христианской музыкальной миссии "Царь Давид" (support.telecom.ozersk.ru/~tikhonov/kingdavid.htm) представлена небольшая подборка музыкальных фрагментов миссии - таких примеров достаточно много. А на сайте Emmanuel.kiev.ua представлен настоящий хит-парад популярных песен христианских групп в mp3-файлах…

Вопрос же использования музыкальных файлов на православных сайтах до сих пор не решен: размещение на сервере Санкт-Петербургской епархии РПЦ (www.mitropolia-spb.ru) файлов православных песнопений Всенощного бдения в формате mp3 вызвало очень много резко отрицательных окликов, что эти файлы в итоге были удалены с сервера. Mp3-файлы также используются и на сервере диакона Андрея Кураева (www.kuraev.ru), правда, не для песнопений, а для лекций.

Но музыкальные файлы - это то, что, видимо, рано или поздно станет нормой, гораздо интереснее сервисы, затрагивающие обрядовую сторону религиозной деятельности - молитвы и исповеди. В свое время Католическая Церковь крайне неприязненно отнеслась к попыткам ирландского епископа Майкла Кокса использовать для исповеди электронную почту, более того, как для католичества, так и для православия, использование Интернета для совершения определенных церковных обрядов, включая молитвы и исповеди, невозможно, т.к. это противоречит всем современным церковным канонам. В Рунете же существует ряд сайтов, где "можно" и помолиться и исповедаться что называется абсолютно анонимно и абсолютно виртуально. Чтобы убедиться насчет виртуальной исповеди достаточно посетить сайты "Исповедник слушает тебя" (www.aha.ru/~ispoved) и "Исповедь" (eltes.info-don.ru/slawa/Ispov_.htm). На сайте "Интернет-церковь" (www.church.kiev.ua) для того, чтобы "помолиться" достаточно в специальную форму написать текст молитвы и нажать "отправить", кроме того на этом сайте, который по некоторым подозрениям поддерживают адвентисты, можно еще подписаться на рассылку утренней проповеди. Еще проще с молитвой на сайте ростовской протестантской церкви "Христа Спасителя" (church.jeo.ru) - на специальной странице приведен список молитв, а справа каждой от них располагается специальная кнопка "аминь" - как сказано на сайте, "нажав "аминь" Вы присоединяетесь к молитве"; если предложенные молитвы почему-либо не устраивают, то можно написать и собственную молитву…

Для завершения картины просто нельзя не уделить особое внимание сайту, который так и называется - "Молитва" (www.molitva.ru), который, как там написано, "освящен православной церковью". Здесь самое интересное это раздел платных услуг церкви. В общем, введя в специальной форме свое имя и свой e-mail, поставить большую свечку стоит всего 5$, поминальная записка до пяти имен - 10$, Сорокоуст - 20$, ну а просто поставить свечку - бесплатно (видимо, пока еще бесплатно).

Особенностью протестантских ресурсов является и существование специальных христианских порталов вроде католического Ubiqsie с набором различных интернет-сервисов и многочисленной христианской литературой. Таких христианских порталов в Рунете в настоящее время, видимо, два. Это христианский портал "Евангелие" (www.evangelie.ru) и христианский мегасайт NewLife.Kz.

Справедливости ради надо отметить, что хотя сайтов протестантских и унитарно-универсиналистских церквей в Рунете огромное количество, но разобраться в них подчас не представляется возможным. Хорошо, если на первой странице прямо написано какое религиозное течение представляет этот ресурс, во многих же случаях часто повторяющиеся названия вроде Церкви Нового Завета, Иисуса Христа, Благодать или Просветление человеку плохо разбирающемуся в особенностях той или иной религии не говорят практически ничего.

Кроме того, большей частью в лучшем случае просто примитивный (а подчас и ужасный) дизайн может отпугнуть пользователя сразу же. Примитивность дизайна большинства страниц церковных приходов (это относится как протестантским, так и православным и католическим ресурсам) связана с тем, что большинство таких страниц делается местными энтузиастами. В этом же и причина размещения очень многих религиозных сайтов на серверах бесплатного хостинга - особенно много таких сайтов на Народе.Ру, Chat.Ru, Newmail.Ru, Geosites.Com и др. Из этого вытекает и огромное количество не отвечающих ссылок на различные религиозные сайты, некоторые их которых время от времени меняют сервер бесплатного хостинга. Кроме того, может иметь место и ситуация, когда администрация сервера без объяснения причин просто удаляет сайт - так произошло в январе-феврале 2001 г. с рядом христианских ресурсов (преимущественно протестантских) на сервере Newmail.Ru.

Страница с банковскими реквизитами

Страница с банковскими реквизитами

Если протестантские и католические сайты создаются прежде всего (по крайней мере в Рунете) с целью проповедования своих религий и для размещения информации о деятельсности церкви, то для православия на первое место выходит именно информационное использование сети для своих нужд. Это нашло отражение и в официальном отношении Русской Православной Церкви к использованию Интернета: в своих посланиях по поводу открытия официального сервера РПЦ (www.russian-orthodox-church.ru) и Патриарх Алексий II, и митрополит Смоленский Кирилл говорят только о том, что благодаря Интернету "каждый сможет в любой момент познакомиться с интересующими его сведениями". Об этом же говорит, например, и архиепископ Ивановский Амвросий в своем благословении создании сайта Ивановской епархии РПЦ (ww.ivanovo.ru/Eparx): "чтобы многомиллионная аудитория пользователей могла найти для пользы своей души необходимый материал". Такой односторонний подход к использованию Интернета нашел еще большее отражение в письме Алексия II по поводу открытия сайта Тишинского храма (home.ptt.ru/tishinsky_hram): "следует избегать подмены живой личной причастности и жизни в христианской общине виртуальной жизнью в электронной среде. Истинное место ищущему спасения - в Церкви, в живой общине, в Доме молитвы. Поэтому… присутствие Церкви в Интернете должно быть прежде всего информационным и не должно приводить ищущего человека к самодостаточности участия в виртуальном общении". Поэтому фактическое отсутствие интерактивности на православных сайтах (за некоторыми исключениями вроде форума "Православная беседа" - beseda.mscom.ru, форума на сайте диакона Андрея Кураева, возможности задать вопросы батюшке по электронной почте на сайтах некоторых приходов) - прямое следствие подобной позиции официальной Церкви.

Как известно, в православии практически ничего не принято делать, не заручившись сначала благословением духовных лиц, то же самое относится и к православным сайтам в Интернете: практически на первой странице каждого из них указано, чье благословение было получено для его создания. Самый первый православный сайт Рунета возник еще в 1996 г. - это был сайт Нижегородской епархии, но сейчас этот сайт уже не существует - по одной простой причине, причине отсутствия благословения со стороны настоятеля епархии.

Немного выше уже отмечалось, что основная масса всех религиозных сайтов делается энтузиастами, поэтому качественное их выполнение достаточно низкое. Хотя из этого правила есть довольно существенные исключения, связанные с несколькими моментами. Во-первых, довольно приличные сайты имеют наиболее крупные официальные проекты, представляющие всю Церковь, а во-вторых, некоторые монастыри, являющиеся центрами туризма, поэтому их сайты выступают не только как религиозные, но и работают на привлечение туристов и паломников: наиболее яркие примеры подобных сайтов - сайт Валаамского монастыря (www.valaam.ru), Александро-Невской Лавры (www.lavra.spb.ru), Белогорского монастыря в Пермской обл. (belogor.perm.ru) и др. И в третьих довольно профессиональное создание сайта может иметь место и в том случае, если у духовных лиц какого-либо прихода есть родственники или знакомы, разбирающиеся в интернет-дизайне (наиболее яркий пример - сайт Свято-Казанской Церкви недалеко от Воронежа, www.a-z.ru/church). Ну и в-четвертых, особое место занимают, например, некоторые сайты Украинской Православной Церкви Московской Патриархии, в т.ч. официальный сайт УПЦ (www.orthodox.org.ua), видимо, здесь большую роль играет тот фактор, что в связи с достаточно сложной конфессиональной ситуацией на Украине, УПЦ не может позволить себе иметь сайт хуже, чем у любого ее конкурента (в этом плане схожа и ситуация с дальневосточными епархиями, где довольно сильны позиции протестантов - очень приличные сайты имеют Владивостокская (ortodox.fegi.ru) и Магаданская (www.morthodox.nm.ru) епархии). В-пятых, определенную роль играет и личность самого настоятеля, как в Воронежско-Липецкой епархии, чей сайт (www.vle.ru) фактически можно считать одним из лучших православных сайтов Рунета.

В Рунете существует уже довольно значительное количество православных ресурсов, количество которых постепенно увеличивается как за счет информационных серверов, посвященных самому православию и его отдельным аспектам, так и за счет многочисленных приходских страниц. В общем все православные ресурсы, относящиеся к деятельности РПЦ, можно разбить на несколько групп (без учета личных православных страниц).

Официальные сервера РПЦ: это, конечно, же в первую очередь поддерживаемый Отделом внешних церковных сношений Московской Патриархии официальный сервер РПЦ (www.russian-orthodox-church.ru), а также сервер Издательства Московской Патриархии (www.jmp.ru) - долгое время между двумя этими основными интернет-ресурсами РПЦ наблюдалась своего рода конкуренция, пока сервер, поддерживаемый ОВЦС не начал оперативно обновлять информацию на сервере (это эпохальное событие произошло в августе 2000 г. во время работы Архиерейского Собора РПЦ), хотя все равно в этом отношении официальный сервер РПЦ заметно уступает Стране.Ру в оперативности освещения церковных новостей. Кроме того в качестве официальных серверов РПЦ могут рассматриваться сервер Храма Христа Спасителя (www.xxc.ru), сервер Отдела религиозного образования и катехизации Московской Патриархии (www.rel.org.ru), а также в какой-то степени сервер Данилова монастыря (sdm.infomos.ru). Особого внимания заслуживает ситуация с сервером Храма Христа Спасителя, т.к. на самом деле их два, причем ситуация со вторым сервером Xram.Ru, рейтинг посещаемости которого гораздо выше чем у официального сервера, не вполне ясна. Причины и цели появления "ложного" сервера Xram.Ru совершенно непонятны.

Сервера Духовных школ РПЦ: Это сервер Свято-Тихоновского Богословского института в Москве (www.pstbi.ccas.ru/kuzn), поддерживающего кроме собственного сервера еще ряд православных ресурсов; сервер Свято-Филаретовской Высшей Свято-Православной Школы в Москве (www.glasnet.ru/~stphilaret); а также относительно молодой сервер Московской Духовной Академии в Троице-Сергиевой Лавре (www.mpda.ru). За каждым из этих серверов стоит довольно влиятельное богословское направление в Русской Церкви.

Крупные информационные православные сервера: Существует целая группа различных православных серверов, поддерживаемых совершенно различными течениями в РПЦ, именно эти сайты аккумулируют основную долю всей православной аудитории Рунета. Среди них стоит особо отметить следующие сервера:

Сервера епархий РПЦ: По состоянию на февраль 2001 г. только 22 епархии РПЦ, расположенные на территории России и Украины имели в той или иной степени представительство в Интернете. Наличие собственного сайта у той или иной епархии фактически зависит от личности настоятеля епархии и его взглядов на использование Интернета в церковной жизни.

Сайты отдельных приходов: Это особое явление в жизни православного Интернета, т.к. абсолютное большинство всех приходских сайтов сводится к своеобразной формуле - информационный лаконизм о храме и настоятеле плюс банковские реквизиты для пожертвований.

В принципе банковские реквизиты церковных учреждений можно иногда найти и на сайтах других конфессий (например, у католиков и протестантов), но больше ни в одной церковной институции на территории России это не принимает такие масштабы. Более того, можно фактически утверждать, что довольно значительная (если не основная) часть всех приходских православных сайтов создавалась именно ради тех нескольких строчек, где указан расчетный счет прихода. Если в отношении храмов Москвы или Санкт-Петербурга это весьма спорно, то в отношении провинциальных храмов особых сомнений не вызывает.

Резюмируя обзор православного Рунета, стоит отметить, что в целом он отражает все веяния и традиции Русской Православной Церкви, включая в первую очередь ее ортодоксальность, консервативность и относительную закрытость. Примечательно, что в декабре 2000 г. на совещании представителей Поместных Православных Церквей, в котором приняли участие практически все автокефальные православные церкви мира, было принято решение о создание единого православного портала. Но, к сожалению, Русская Православная Церковь, фактически "разорвавшая" отношения с Константинопольским Патриархатом, в этом совещании участия не принимала…

Религиозный Интернет в США (вместо заключения)

Ежедневно более 2 млн американцев используют Интернет для получения духовной или религиозной информации. Для Рунета, вся аудитория которого недалеко ушла от 2 млн. чел., это безумная цифра, но и в США лет 5 назад, когда Интернет был примерно на таком же уровне современного российского Интернета, посещаемость религиозных сайтов была также незначительна.

В 2000 г. американским исследовательским центром Pew Internet & American Life Project было проведено исследование "Церкви и храмы в глобальной сети: выход общин и миссий в киберпространство" [Wired churches, wired temples: Taking congregations and missions into cyberspace, http://www.pewinternet.org], в котором приняли участие свыше 1300 христианских, иудейских и унитарно-универсалистских церквей из 49 штатов США. В табл.2. приведения сведения об использовании сайтов в деятельности церковных организаций.

Но особенно примечательно то, что в США еще в 1999 г. только 44% всех церквей имели собственный сайт, в 2000 г. их доля возросла до 78%, из которых 66% сайтов были созданы фактически отдельными энтузиастами, и только 27% сайтов появились в результате специальных решений самих церковной организации.
 


»» Табл.1.
Уровень посещаемости основных религиозных сайтов Рунета, февраль 2000 г.

»» Табл.2.
Цели использования церковными организациями своих сайтов, США, %, 2000 г.

»» Карта религиозного пространства Рунета, март 2001 г.
 


ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Оговорим сразу, чтобы не возникало путаницы или двусмысленности: если в рамках данной статьи слово "церковь" написано с маленькой буквы, то под ним понимается любая церковная институция любой конфессии, если же слово "Церковь" написано с большой буквы, то в данном случае понимается Русская Православная Церковь, если перед этим нет уточнения.
2. Православная программа "Канон" на ТВ-6, когда ее еще вел Иван Охлобыстин, набирала чуть больше 2% телевизионного рейтинга на центральных российских телеканалах, рейтинги остальных религиозных передач гораздо ниже.
3. Кроме того, РПЦ в случае невозможности замены шестерок предлагала создать даже альтернативный национальный электронный язык (!). (см. Заявление Священного Синода РПЦ "Уважать чувства верующих. Хранить христианское здравомыслие" от 07.03.2000 г.)
4. В 1930 г. причиной раскола стал вопрос о том, принимать или нет "антихристову" (т.е. советскую) власть. Правда, время постепенно примирило стороны. Тяжелое, как известно, было тогда время для Церкви: вопрос поддержки советской власти фактически означал вопрос существования Церкви в СССР в принципе.
5. Архимандрит Рафаил, Православная Церковь об экстрасенсах, НЛО, телецелителях и оккультных явлениях", М., 1993
6. Сервер "Нетоскоп", Новости, 25.01.2001, http://www.netoscope.ru/news/2001/01/25/1370.html