на главную
© rocich.ru

От МММ до Ipsum'а


Автор: Росич Ю.
(2000 г.)

Страсть к легким деньгам, наверное, у людей заложена в генах. Кто из нас никогда не играл в лотерею, надеясь однажды вытащить свой счастливый билет и тем самым улучшить свою жизнь? Еженедельный пятничный просмотр по первому телеканалу "Поля чудес" одно время был сродни национальному виду спорта, от которого народ мог отвлечь только другой еще более животрепещущий сериал с участием национального героя Лени Голубкова, купившего жене сапоги на средства, вложенные (и видимо, вовремя изъятые) в ставшее уже притчей во языцех АО "МММ".

Построением всевозможных денежных пирамид увлекалось не только население, этот опыт даже был в итоге перенят государством, создавшим свою собственную пирамиду - пирамиду ГКО, перевернувшуюся в один прекрасный момент вместе со всей остальной страной в августе 1998 г.

А началось все еще в самом начале перестройки, когда по СССР ходили так называемые "письма счастья" - первый опыт народной пирамиды. Идея была тогда проста до гениальности: деньги от одних людей перетекали к другим просто в конвертах с помощью почтового ведомства. Эта пирамида использовала просто денежные потоки и была очень примитивна, на смену ей пришли всевозможные пирамиды с использованием сертификатов, которые доверчивые граждане получали за вложенные средства. Это всевозможные АО "МММ", "Хопер-Инвест", "Тибет", "Русский Дом Селенга", "Властилина" и т.д. Говорят, что в последней "удачно" вложилась даже Алла Пугачева. После крушения "МММ" монополию на построение денежных пирамид ввело государство, пока не оказалось таким же несостоятельным банкротом.

По своей сложности пирамида ГКО была также далека от пирамиды "МММ", как последняя от пирамиды начала перестройки. Но они уже не идут ни в какое сравнение с теми пирамидами, которые появились в России в 1999 г., но пока еще не замеченные обществом. Поставив преграду построению новых пирамид типа "МММ" в середине 1990-х гг. государство и не догадывалось, что технологический прогресс найдет новый способ изымания денег у доверчивых граждан. Времена, когда можно было просто сдать деньги, а через некоторое время получить на них баснословные проценты, навсегда канули в прошлое. Теперь за клиентами надо побегать, потратить на них уйму времени, как говориться "войти в доверие".

Новой питательной средой для построения пирамид стал победно шагающий по миру Интернет, а точнее одно из его проявлений - электронная коммерция. Как получить халявные деньги в Интернете знает наверное любой школьник, благо информационных ресурсов с ссылками на различную халяву с сети просто пруд пруди: это и всевозможные рекламные рассылки различных компаний (как образцов продукции, так и рекламных электронных писем, чтение которых вознаграждается за определенную плату), и банерные системы, и специальные программы к браузерам для просмотра рекламы во время работы в Интернете и т.д.

Но настоящее раздолье началось с появлением электронных (виртуальных) магазинов, некоторые из которых задолго до своего появления начали привлекать клиентов для регистрации, чтобы потом использовать их для рекламной рассылки (например, Targetshop.com). Естественно, что за привлечение каждого нового клиента человек , который уже зарегистрировался ранее, получал определенную сумму в долларах, немного меньшую сумму этот же человек получал за клиента, которого привлек его клиент и так до бесконечности. Именно такую схему примерно с начала 1999 г. в России начала использовать зарегистрированная в Ирландии компания IPSUM, информация о которой размещена в Интернете по адресу http://www.ipsumconcept.com, там же 19 марта 2000 г. открылся раздел на русском языке, что сразу же повлекло за собой резкую активизацию деятельности компании в России. Эта пирамида, о которой сейчас пойдет речь, имеет уже международный размах и представлена в большинстве стран Европы, в США, во многих странах бывшего СССР (в России, Украине, Латвии, Молдавии, Казахстане).

От МММ до Ipsum'a Суть деятельности IPSUM'а достаточна проста: они просто предлагают работу. Работу клиентом. Что это значит удается понять далеко не сразу (как сказал один из руководителей московского отделения IPSUM'а, что это означает он сам понял только через полтора года после прихода в компанию). Различными способами работники IPSUM'а разыскивают людей, ищущих работу или просто недовольных имеющихся у них заработком, предлагая им "использовать навыки в компьютерных и информационных технологиях" для резкого улучшения своего материального состояния. Размещая объявления в различных газетах и интернет-службах по поиску работу они дают весьма расплывчатые предложения о работе, при попытке же их уточнения просто предлагают прийти на собеседование, говоря о необходимости "доверия" со стороны того человека, которому они хотят предложить попробовать свои силы в электронной коммерции (точнее, в электронном бизнесе, как говорят в IPSUM'е).

На собеседовании в одним из трех клубов IPSUM'а в Москве (один из них находится возле Белорусского вокзала - видимо, чтобы потом легче было сесть на поезд до Берлина?) человека встречает обаятельная женщина или молодой человек, стремящиеся в ходе личной беседы войти к собеседнику в доверие. Затем следует коллективное собеседование, в котором всяческими путями запудривают мозги тем, что компания IPSUM открыла феноменальный способ зарабатывания денег - она просто "делится с клиентами собственной прибылью". Примерно через час весьма пространной беседы о том, что такое Интернет, электронная коммерция и как с их помощью можно заработать баснословные деньги, наконец тем, кто остался, предлагается вступить в клуб IPSUM'а приобретя одну из четырех вещей - либо ноутбук, либо миникомпьютер, либо один из наборов косметики (это сопровождается театральным выступлением симпатичной девушки, пользующейся этой самой косметикой за 100 баксов и размахивающей перед всеми миникомпьютером, с которым она, конечно же, не расстается).

Дальше все просто: войдя в клуб IPSUM'а, человек получает свой идентификационный номер (ID), имея который он теперь сам может искать клиентов для электронного магазина IPSUM'а и получать определенные проценты с каждой покупки, сделанной найденным им клиентом, или последующими клиентами его клиента. И так до бесконечности, точнее до тех пор пока пирамида рано или поздно не исчерпает себя, оставив кого-нибудь наедине с его ноутбуком, миникомпьютером или косметикой (в ближайшее время к этому списку обещают добавить еще и турпутевки), а организаторы не растворятся за границей.

Деятельность IPSUM'а может приобрести достаточно большой размах - если еще год назад во всем мире у IPSUM'а было всего 25 тыс. клиентов, то сколько их сейчас уже один Бог знает. В одной только Алма-Ате на планируемом в ближайшее время открытии очередного клуба в первые дни ожидается не менее 3 тыс. чел. В марте 2000 г. были открыты филиалы IPSUM'а в Кишиневе, Уфе, Казани и Йошкар-Оле, готовятся открытия филиалов в Киеве и Екатеринбурге.

Интересно, будут ли потом по Москве валяться косметика, турпутевки и ноутбуки, как в свое время были разбросаны билеты "МММ"?

Примечания:
1. В тексте использованы иллюстрации с сайта ANTI-IPSUM
2. Текст стал основой для статьи "Заработок в Интернете" в журнале "Мир Internet", №6-7, 2000.