на главную
© rocich.ru

Влияние Интернета на территориальную организацию общества и цифровое неравенство в регионах России


Автор: Перфильев Ю.Ю.
// Территориальная организация общества и управление в регионах. Воронеж. 2002. - с.40-42
Скачать:

В рамках протекающих в современном мире процессов глобализации и информатизации развитие глобальных телекоммуникационных и информационных систем вроде Интернета приводит к определенной трансформации территориальной структуры общества, как в глобальных масштабах всей Земли, так и относительно отдельных территорий. Хотя размеры такого влияния современных информационных технологий на общественные системы различными авторами оцениваются по-разному: от высказываний о начале "электронной революции", которая в конечном итоге должна привести к полному изменению существующих схем управления и образа жизни, до сдержанного оптимизма, что системы распространения и обработки информации просто накладываются на существующие организационные структуры [Герр Д. Человек и информация // PC Magazine, N2, 1993, с.15].

В России развитие Интернета действительно во многом наложилось на существующую систему расселения и систему существующих телекоммуникационных каналов связи. Сам процесс развития Интернета на территории России представляет собой одну большую инновационную волну, захватывающую постепенно города различных типов - от городов-миллионеров до малых городов. Если в городах-миллионерах Интернет стал довольно обычным явлением уже в 1997-1998-х гг. (а в Москве и Петербурге еще раньше), то в города с населением 50-100 тыс. его массовое проникновение происходит только в настоящее время (а в сельской местности Интернет пока вообще не получил распространения, что объясняется очень низким уровнем телефонизации сельской местности, не говоря уже об очень низком уровне доходов сельского населения страны). Единственным исключением из этого правила стали только города-наукограды (инновационный потенциал которых достаточно высок), где Интернет в научных и в меньшей степени образовательных учреждениях появился одним из первых в России, но в отличие от многих научных центров в Европе, которые на основе своего инновационного потенциала и широкополосного доступа к современных телекоммуникационным сетям стали крупными технополисами, российские наукограды фактически не смогли использовать свой инновационный потенциал, что является следствием целого ряда факторов (общего экономического кризиса и отсутствия достаточных инвестиций в науку, плохая связь научных центров с бизнесом и недостаточная степень внедрений научных открытий в практическое использование, военная специфика многих наукоградов, оторванность от крупных телекоммуникационных магистралей страны и т.д.).

Постепенное развитие Интернета в регионах (связанное как с развитием телекоммуникационной инфраструктуры, так и с постепенным увеличением количества пользователей Интернета) приводит к формированию в крупных городах России и отдельных региональных центрах региональных рынков интернет-услуг (включающих специализированных провайдеров по подключению к Интернету и хостингу, компаний, занимающихся разработкой и поддержанием веб-сайтов и электронной коммерцией, рекламные интернет-агентства, интернет-СМИ и т.д.), вес которых во всей экономике страны и отдельных регионов постепенно увеличивается. По оценкам министра связи РФ Л. Реймана в 2001 г. общий объем российского рынка интернет-услуг уже составил более 300 млн долларов США.

Как и рынок мобильной связи, уровень развития сектора интернет-услуг является для каждого региона своего рода индикатором, показывающим проникновение в регион рыночных отношений (т.е. уровень развития рыночной инфраструктуры) и степень применения современных форм ведения бизнеса. Но если развитие рынка мобильной связи фактически отражает только развитие в регионах частного бизнеса и увеличение среднего уровня доходов населения, то развитие сектора интернет-услуг также взаимосвязано и с использованием инновационного потенциала региона и, кроме того, благодаря появлению многочисленных региональных информационных сайтов способствует развитию регионального самосознания. Т.е. в данном случае Интернет выступает не только как проявление глобализации, но и т.н. глокализации [в трактовке этого термина А. И. Трейвишем] (т.е. в развитии и усилении роли локальных культур).

В целом влияние Интернета на территориальную организацию общества в настоящее время выражается в формировании в рамках четвертичного сектора экономики отдельной отрасли интернет-услуг и расширении сферы применения современных информационных (в т.ч. интернет-) технологий, которые постепенно охватывают все сферы жизни общества: от телекоммуникаций и торговли до государственного управления. Последнее, например, в США, Европе, а также в ряде других стран выражается в разработке проектов т.н. "электронного правительства" (e-government), суть которого заключается в перенесении деятельности правительства в Интернет, т.е. организации управления государством и взаимодействия с гражданами через Интернет и другие информационные сети. При этом создание электронного правительства и перевод деятельности всех правительственных структур в режим "онлайн" не означает тут же прекращение работы правительства обычными методами. Даже в США доступ к Интернету имеет только примерно половина всего населения, а в большинстве европейских стран кроме Скандинавии этот показатель гораздо ниже - всего лишь 20-30%, не говоря уж о России с ее по разным оценкам уровнем интернетизации в 3-8%. Существуют целые слои общества, которые либо никогда, либо только в отдаленной перспективе смогут начать пользоваться Интернетом. На Западе в связи с этим используется специальный термин цифровое неравенство (digital divide), означающий разделение общества на основе его доступа к современным информационным технологиям.

Фактические понятие цифрового неравенства имеет два проявления. Во-первых, это еще один вид социального неравенства, означающий неравный доступ к современным информационным технологиям в зависимости от уровня доходов (т.е. социального статуса), а также в меньшей степени от возраста, т.к. люди наиболее старших поколений в целом плохо восприимчивы к технологическим модернизациям. Во-вторых, отсутствие достаточных средств и инвестиций на развитие интернет-инфраструктуры также является причиной дифференциации пространства с точки зрения доступа к информации и еще одним дополнительным фактором сегрегации населения: в настоящее время среднестатистический житель крупного города России имеет гораздо больше возможностей пользоваться Интернетом (дома, на работе, в школе, университете, интернет-кафе и т.д.), чем жители более мелких населенных пунктов и особенно сельской местности. По мере дальнейшего развития информационных технологий проблема цифрового неравенства может стать еще острее. В настоящее время среди всех пользователей Интернета в России доля пользователей, проживающих в городах с населением свыше 1 млн. чел. превышает 40% [по данным "Мониторинга российского Интернета. Всероссийский опрос". (http://www.monitoring.ru)].

Развитие информационных технологий и в т.ч. Интернета в России фактически в настоящее время способствуют дальнейшему углублению различий в образе и уровне жизни между крупными и мелкими населенными пунктами. Крупные города и региональные центры (особенно столицы - Москва и Санкт-Петербург) за счет больших финансовых возможностей и мобильности населения оказываются гораздо более вовлеченными в современные процессы глобализации и информатизации, тем самым способствуя дальнейшему усилению социального и в т.ч. цифрового неравенства в стране.