на главную
© rocich.ru

Роль Интернета в формировании регионального самосознания в современной России


Автор: Перфильев Ю.Ю.
// География и регион. Пермь. 2002. - с.147-150
Скачать:

В любой стране мира региональное самосознание и региональная самоидентичность населения является одним из важных факторов выделения регионов как единых территориальных социально-экономических систем. Особое значение степень развития регионального самосознания имеет для полиэтнических стран с федеративным типом государственного устройства, как Россия. Даже во многих мононациональных унитарных государствах Европы имеет место феномен высокого уровня самоидентификации населения к тому или иному внутреннему региону, что является следствием исторического процесса развития каждого государства. При этом отличия стран с длительной историей единого национального государства (как Франция или Испания) и стран, сформировавшихся как единое государство только в прошлом веке (как Германия или Италия), в этом отношении не столь большие, как можно было бы ожидать: в сознании любого европейца подчас парадоксальным образом уживаются общенациональная идентичность и внутренний региональный патриотизм, что особенно ярко в современной Европе проявляется на примере немцев, для которых самоидентификация с конкретной землей или даже городом внутри страны имеет гораздо большее значение, чем самоотнесение ко всей немецкой нации.

Подобные процессы регионализации в сознании общества имеют место и в современной России, хотя и в гораздо меньшем масштабе, чем в странах Западной Европы. Фактически феномен региональной самоидентичности для России достаточно новое явление, до распада СССР в лучшем случае предпочитали говорить об этнорелигиозной самоидентичности, хотя феномен землячества был достаточно развит и в советское время. Но именно распад СССР, становление и развитие в России федеративного устройства и целый ряд явления, связанных с экономическим кризисом 1990-х гг. (как рост региональной автаркии, распад единого экономического пространства, резкое снижение мобильности населения из-за высоких транспортных тарифов и т.д. [Туровский Р. Ф. Региональная идентичность в современной России // Российское общество: становление демократических ценностей? Моск. Центр Карнеги. - М.: Гендальф, 1999]) в значительной степени способствовали обособлению российских регионов друг от друга как в социально-экономическом, так и ментальном планах.

В современной России исследование проблематики регионального самосознания осуществляется преимущественно в рамках трех основных подходов: 1) этнокультурологический (получившее наибольшее развитие изучение различий в самосознании национальных образований - республик и автономных округов, и русских субэтносов, таких как казачество); 2) электорально-политический (изучение различий политического развития территорий и электоральных предпочтений их населения); 3) социологический (изучение соотношения регионального и общенационального в представлениях населения в различных регионах).

В особое направление можно выделить также и т.н. "москвоборчество", т.е. имеющее место в сознании россиян противопоставление Москвы всем остальным регионам - т.н. "провинции" [Смирнягин Л. В. Географические корни российского москвоборчества // География, 1999, N 46].

При этом, как правило, слабое внимание уделяется роли современных средств связи и массовой информации, которые фактически формируют информационное пространство каждого региона и выполняют одновременно две взаимосвязанные функции: с одной стороны региональные СМИ являются прямым отражением развития регионального самосознания на конкретной территории, а с другой стороны они выступают как один из важных факторов его формирования и влияния на развитие региональной самоидентичности. В этом отношении роль электронных (радио и ТВ) и печатных СМИ (газет и журналов), а также Интернета в целом схожа и различается в основном только масштабами влияния.

Хотя Интернет играет в настоящее время не очень значительную роль, и охват населения в каждом регионе Интернетом в настоящее время не превышает всего нескольких процентов (максимально в Москве - до 20%), тем не менее по мере увеличения количества пользователей влияние Интернета будет постепенно возрастать. Фактически Интернет, как показывают современные исследования, является не только "проводником" современных процессов глобализации в мире, но по мере увеличения количества пользователей в Сети в различных регионах России (т.е. в процессе регионализации российского Интернета) становится все в большей мере отражением собственно локальных взаимосвязей на конкретной территории, причем не только на уровне целых регионов как субъектов Федерации, но и отдельных населенных пунктов.

Такая "локализация" Интернета имеет место во всем мире и является прямым следствием проникновения Сети за пределы мировых городов (т.е. собственно глобализации) и формирования на первом этапе самостоятельных сегментов каждой страны, а в дальнейшем и отдельных региональных (территориальных) сегментов Интернета уже внутри каждого государства. На примере российского Интернета можно говорить о том, что по мере вовлечения в пользование Сетью все большего количества людей (т.е. увеличения количества пользователей Интернета в каждом регионе) увеличиваются и потребности пользователей в интернет-услугах, имеющих четкую территориальную привязку к той местности, где проживают сами пользователи. Это означает потребность в оказании интернет-услуг (например, электронной коммерции) на территории конкретного региона и с учетом местных региональных особенностей.

Происходящее в последние два года увеличение в регионах количества интернет-пользователей и информационных ресурсов проводит к постепенному формированию полноценных региональных рынков интернет-услуг и их "обособлению" от общероссийского. Это заметно даже на таком специфическом примере, как окончательно оформившаяся тенденция собственного наименования некоторых региональных частей российского Интернета (по аналогии с наименованием всего российского Интернета как Рунета): новосибирский Интернет - Новонет, брянский Интернет - Брянет, томский интернет - Тонет, приморский интернет - Примнет, иркутский Интернет - Ирнет, красноярский Интернет - Краснет...

Каждый более или менее сформировавшийся к настоящему времени региональный сегмент российского Интернета имеет собственную организационную структуру, которая в настоящее время наиболее наглядно проявляется в наличии в отдельных регионах собственных региональных порталов и информационных агентств, региональных баннерных сетей и региональных конкурсов на лучшие интернет-сайты.

Региональные интернет-порталы, совмещенные в большинстве случаев с региональными информационными интернет-агентствами (т.е. сайтами региональных новостей), - наиболее яркое проявление всех региональных информационных ресурсов Интернета. Они выступают не только как "точки входа" в каждый региональный сегмент Рунета за счет наиболее полного и систематизированного каталога региональных сайтов, но и выполняют роль "визитной карточки" территории, т.к. обычно содержат специальный раздел, посвященный географическим особенностям конкретного региона. Кроме того, такие интернет-проекты предлагают и целый ряд других сервисов для региональных пользователей - региональные доски объявлений, региональные новости, региональные сервера знакомств, погода в городах региона, местные расписания движения транспорта, местные афиши и т.д.

Наличие в регионе собственных баннерных сетей, объединяющих региональные сайты, говорит о достаточно высоком уровне сформированности всего регионального сегмента Интернета, а об его значительном "обособлении" от Рунета может свидетельствовать ежегодное проведение в регионе собственных конкурсов на определение лучших региональных сайтов (таких как "Серебряная нерпа" в Иркутской обл., "Лучший сайт Пермского Региона", "Лучший сайт Тамбова" и т.д.).

Необходимо также отметить, что формирование каждого регионального сегмента Рунета в России фактически происходит при минимальном участии региональных и муниципальных органов власти, и в итоге вся совокупность региональных интернет-проектов формирует виртуальное информационного пространство каждого региона, которое отражает когнитивный образ всего региона. За счет "равноудаленности" в настоящее время региональных сегментов Интернета от региональных элит и коммунистической идеологии, вообще малохарактерной для современного этапа развития российского Интернета, получающийся таким образом когнитивный виртуальный образ каждого региона в максимальной степени отражает развитие регионального самосознания на территории конкретного субъекта РФ и характерные для него региональные "мифы" и способы ментальной самоидентификации. Для сформированных в Интернете образов регионов в целом характерны высокая динамика и быстрая смена конфигураций в ходе развития внутрирегиональных процессов, оперативность и максимальная информативность [Замятин Д. Н., Замятина Н. Ю. Образы регионов России в Internet'е. 2001. http://www.otd.ru/geo/sem_ob.htm].

Но главная специфика каждого регионального сегмента Интернета в том, что он в информационном плане не только отражает степень региональной самоидентичности на каждой территории, но фактически (в отличие от других региональных СМИ) проецирует образ региона в рамках существующего регионального общественного самосознания за пределы данного региона, т.е. способствует, во-первых, формированию образа каждого региона в сознании всего российского общества и, во-вторых, дальнейшему развитию региональной самоидентичности на основе противопоставления его образам других регионов и всей страны в целом.