на главную
© rocich.ru

От Москвы до Новороссийска


Автор: Перфильев Ю.Ю.
/ География. Еженед. приложение к газете «Первое сентября». №1. 1999. с.2-3
Скачать:

Вот уже на протяжении двух десятков лет в конце июня перед зданием Московского Государственного Университета повторяется одна и та же картина: нагруженные огромными сумками и рюкзаками к обычному автобусу, каких тысячи курсируют между российскими городами, подтягивается пестрая толпа студентов. Толпа (человек 20-30) постоит на ступеньках одного из самых высоких зданий в столице, попрощается с родственниками и засядет в автобус, чтобы вернуться сюда только через месяц. Картина всегда та же: меняются только ее участники - студенты 2-го курса кафедры Экономической и социальной географии России географического факультета МГУ. У них летом практика. По всей России.

За один месяц этот автобус проедет не одну тысячу километров по территории не одного десятка российских регионов. Это одна громадная дорога длиною в месяц, а впечатлений - на всю жизнь. Дорога, которая начинается в Москве и в конце концов там же и заканчивается.

Дорога убегает далеко вперед и исчезает где-то за горизонтом или обычным поворотом. Москва вскоре далеко позади, а впереди только дорога, пугающая своей длиной. Это большая трасса - одна из федеральных магистральных дорог с интенсивным транспортным потоком - именно по таким дорогам часто и проходит маршрут практики.

Первое, чему учится студент, пока за окном мелькают знакомые подмосковные ландшафты, это писать в трясущемся и подскакивающем на каждой кочке автобусе, причем писать так, чтобы потом это можно было прочесть без помощи дешифровщика. Второе, чему учится студент, причем гораздо быстрее, это спокойно спать в том же трясущемся автобусе. Но здесь требуется особое искусство - нужно что-то записать в маршрутный дневник, хорошо выспаться и главное: чтобы преподаватели не заметили. Среди студентов, как правило, всегда есть один-два виртуоза сна, спящих при любых условиях всегда и везде.

Подмосковье проскакиваешь быстро: здесь все знакомо. Огромное количество АЗС, закусочных и различных забегаловок и магазинчиков вдоль дороги напоминает, что где-то сзади остался огромный мегаполис. Но чем дальше , тем меньше этих объектов сферы услуг - начинается провинция. Из динамичной и бурлящей столицы внезапно попадаешь в тихий и спокойный мир российской глубинки. Здесь нет ярких огней, надоедающей на каждом шагу рекламы, огромных автомобильных пробок и грохота московских улиц - все это остается в Москве.

В самой Туле не лучше: та же обшарпанность и запущенность. Только Кремль, постепенно зарастающий травой, радует глаз и напоминает о том, что Тула - старинный русский город со славной историей. Музей оружия, тульский самовар и тульский пряник, продаваемый по всем дорогам области, - вот визитные карточки Тулы. В области же много интересных и красивых мест: это и усадьба Л.Н. Толстого в Ясной Поляне с ее прекрасными аллеями, и усадьба Бобринских в Богородицке, с крыши которой открывается восхитительный вид на город и окрестности, и Куликово поле, не заехать на которое просто нельзя, хотя бы ради того, чтобы соприкоснуться со славным прошлым нашей страны, а заодно увидеть очень оригинальное архитектурное исполнение Церкви Сергия Радонежского, в которой сейчас находится музей Куликовской битвы...

Сложная сейчас экономическая ситуация на Тульщине. Стоит ли удивляться, что одни из бывших передовиков промышленности области - Новотульский металлургический комбинат (ныне АК "Тулачермет") и Щекинский химический комбинат (сейчас АО "Щекиноазот"), известный в начале 70-х на всю страну благодаря проведения на нем смелого экономического эксперимента по увеличению производительности труда, в настоящее время еле сводят концы с концами? Социально-экономическая ситуация в области осложняется тремя факторами: характерным для всего Центрального района старением населения, большой долей в структуре промышленности предприятий ВПК и убыточностью угольной отрасли.

Вот так и живет этот российский регион, а автобус едет дальше - в Липецкую область. Вот где начинается настоящий простор и огромные поля пшеницы! Среднерусская возвышенность, протянувшаяся от самой Москвы на юг здесь сменяется Окско-Донской равниной, в связи с чем рельеф становится гораздо ровнее. Именно здесь ощущается первое дыхание русских степей.

Административный центр области город Липецк производит неизгладимое впечатление - это уже город южнорусского типа, более или менее чистый и ухоженный, особенно его центр. Река Воронеж, протекающая через город, делит его на две части: промышленное левобережье и курортное правобережье. На правом берегу находится старая часть города с минеральными источниками, приближение к которым сразу же становится явным в связи с устойчивым запахом тухлых яиц - сероводорода. На левом берегу расположился гигант металлургии - Новолипецкий металлургический комбинат, дела которого обстоят гораздо лучше, чем у металлургического комбината в Туле. Именно благодаря НЛМК Липецк может развиваться, именно благодаря ему Липецк, пожалуй, второй город России, где так интенсивно идет строительство.

Следующая область - Тамбовская, которую автобус проскакивает очень быстро, да она и очень похожа на Липецкую, а далее по пути Воронежская область, ее восточная часть с городом Борисоглебском, стоящем на реке со знаменитым именем - Хопре. Довольно-таки запущенный, нужно сказать, городок. В архитектуру города за последние годы вклад сделала только налоговая служба, отстроившая себе здесь, как и во многих других городах страны, новое здание. Особого внимания заслуживает реликтовый широколиственный лес возле города - это самый южный лес в Центральной России, дальше только степи.

От Москвы до Москвы Именно сплошную степь с огромными полезащитными лесополосами и представляет из себя следующий субъект Российской Федерации - Волгоградская область. Это огромные поля до самого горизонта, засеянные пшеницей и подсолнечником, наиболее прибыльной сельскохозяйственной культурой в настоящее время. Как следствие, резко в размерах увеличиваются элеваторы.

Почти в центре области находится самая северная пустыня в мире - т.н. Арчединско-Донские пески, литогенного происхождения, они протянулись на многие десятки километров, напоминая нам, что Волгоградская область подвергается интенсивному опустыниванию.

Редко стали встречаться населенные пункты, мелкие села так почти вообще исчезли. Да и постройки в них стали иными - деревянные здания уступили место кирпичным и каменным. Из-за этого город Михайловку, расположенный посередине пути от Борисоглебска до Волгограда, наверное, можно назвать самым белым городом России. Этот маленький и запыленный городишко застроен только зданиями из белого силикатного кирпича, благо асбоцементный завод прилагается. Даже церковь, построенная недавно, и та вся белая. Посреди рыжевато-коричневой степи абсолютно белая Михайловка выглядит воистину настоящей белой вороной.

Административный центр области город Волгоград - очень интересный и, можно сказать, уникальный город России. Не только благодаря его героической истории, но и уникальному положения - располагаясь в месте наибольшего сужения междуречья Дона и Волги, он является важным транспортным узлом страны. К тому же поражает его огромная протяженность по правому берегу Волги - целых 70 км! Также впечатляют размеры и композиция Мамаева кургана - абсолютной доминанты города. Мемориал на Мамаевом кургане - это сам символ города, в котором в наибольшей степени олицетворены героизм нашего народа и взаимосвязь различных поколений. С Мамаева кургана открывается панорама города, и первое что бросается в глаза это огромное количество заводских труб, из которых дымят единицы! Величественно и спокойно несет свои воды Волга, видимо с печалью вспоминая годы, когда по ней плыли сотни судов. Та же проблема и у знаменитого Волго-Донского судоходного канала имени В.И. Ленина - если раньше шлюзы только и успевали открываться и закрываться, то теперь здесь покой, лишь изредка нарушаемый небольшими судами. Но как и раньше возле входа в канал возвышается просто громадный памятник Ленину (там же когда-то был памятник и другому вождю - Сталину, который после разоблачения культа личности успешно снесли), перед ним любой человек кажется лишь небольшой пылинкой.

Побывать в Волгограде надо еще и для того, чтобы просто прокатиться на единственном в нашей стране подземном скоростном трамвайчике - этаком веселом аналоге метро. Незабываемые впечатления при этом гарантированы. Можно прогуляться и на набережную Волги, посидеть в многочисленных летних кафе или перебраться на теплоходе на противоположный берег Волги, откуда очень хорошо виден город - Мамаев курган, набережная, музей Сталинградской битвы и заводы...

Во время войны Волгоград был полностью разрушен, фактически его пришлось восстанавливать заново. Поэтому сейчас центр города представляет из себя сплошную застройку сталинских времен. Волгоград - город с миллионным населением и поэтому чем-то похож на Москву - своей динамичностью и масштабностью. Да и хотя бы тем, что волгоградцы, как и москвичи, плохо знают свой родной город.

Но и Волгоград остается позади, впереди Республика Калмыкия или по-калмыцки - Хальмг-Тангч. Это огромные выжженные степи, на которых в советские годы паслись многомиллионные отары овец, вытаптывавшие калмыцкие земли. Экономические проблемы, с которыми столкнулось калмыцкое овцеводство в последние годы, фактически спасли Калмыкию от полного опустынивания - еще бы лет 10 такого интенсивного выпаса овец и под современным Волгоградом могли бы быть, наверное, настоящие барханы. Сейчас в республике осталось всего около одного миллиона овец, и в Калмыкии резко стала преобладать зерновая специализация - выращивание пшеницы.

Возле Элисты строится по личному вдохновению Президента Калмыкии и ФИДЕ Кирсана Илюмжинова четвертый город республики, только с нерусским и даже не калмыцким названием - Сити Чесс. Это будет, как мечтает Илюмжинов, первый и единственный в мире шахматный городок, а если уж быть более точным, то после проведения Всемирной шахматной олимпиады в сентябре - городом местных "новых русских" или точнее "новых калмыков".

Когда пересекаешь границу Калмыкии и Ставропольского края, которая к тому же еще и совпадает с границей Европы и Азии, резко бросается в глаза почти мгновенная смена ландшафтов: выжженные огромные калмыцкие степи меняются на не менее огромные ставропольские поля пшеницы, подсолнечника и кукурузы, разделенные лесополосами. Местные города (такие, как Ипатово, где делают неплохое пиво, или Светлоград) оставляют впечатление огромных станиц, которыми они, впрочем, еще не так давно и были.

Пятигорье возникает перед глазами почти внезапно - когда машина взбирается на один из холмов, знаменитые лакколиты возвышаются далеко впереди в дымке. Вообще район Кавказских Минеральных Вод - это практически другой мир, мало похожий на остальную часть Ставропольского края. Это курортный густонаселенный "предбанник" Кавказа. Здесь своя особая атмосфера, попадая в эти места практически забываешь, что заканчивается уже XX век, тут так тихо, спокойно и красиво, и кажется, что ты оказался в дореволюционной России. Особенно это ощущается в Пятигорске, городе, навсегда связанным с именем Лермонтова. Гора Машук, возвышающаяся над городом, известна нам практически всем с самого детства из произведений Михаила Юрьевича, и поэтому она внушает какой-то благоговейный трепет, а вид с нее на город просто восхитителен - Пятигорск очень органично вписывается в окружающий ландшафт. Пятигорск - очень красивый город, особенно если пройтись по его зеленым аллеям или к Галерее минеральных вод. Минеральные воды - визитная карточка Пятигорья, их целебные свойства известны всей стране.

От Москвы до Москвы Пятигорье - это уже почти Кавказ, который во всей красе разворачивается в Кабардино-Балкарии, одной из республик Северного Кавказа. Здесь находится Баксанское ущелье - одно из наиболее известных и красивых ущелий в этом регионе - огромные далеко уходящие ввысь скалы и бурлящий Баксан создают воистину неповторимый облик. Но самую большую славу ущелью дает Эльбрус - самая высокая гора России, находящаяся на территории национального парка Приэльбрусье. Невероятно красивая природа и очень чистый воздух притягивают сюда много туристов. Но к сожалению в последние годы национальный парк почти прекратил свое существование, и туризм носит в основном неорганизованный характер. Но канатная дорога, ведущая на Эльбрус, исправно функционирует и сейчас. Две заснеженные вершины высочайшей горы России - мечта тысяч альпинистов, штурмующих Эльбрус каждый год. Отсюда с высоты более 4 тысяч метров открывается вид на Кавказ, именно здесь понимаешь, как ничтожен человек по сравнению с этими существующими миллионы лет и возвышающимися на многие километры горами.

Хорошо виден Эльбрус и еще из одного ущелья - Адыл-Су. Трудно найти еще такое живописное горное ущелье, куда спускается множество ледников. Не зря здесь находится одна из государственных дач - т.н. косыгинская дача, хотя сам Косыгин на ней никогда и не отдыхал.

Приэльбрусье - самая южная точка практики, дальше граница, за хребтом - уже Грузия. Отсюда начинается обратный путь в Москву. Покидая Кабардино-Балкарию, снова оказываешься в уже знакомом Ставропольском крае. Первый встречный город после Минеральных Вод - Невинномысск. Это типичный современный невзрачный городок, абсолютно не вписывающийся в ландшафт. Более того, дымящие трубы одного из крупнейших в России химических производств видно за много километров до появления самого города, они как бы заранее предупреждают, что въезжаешь в экологически неблагоприятную зону. Это одно из последних впечатлений от Ставропольского края, ибо вскоре оказываешься уже в другом крае - Краснодарском - настоящей житнице России. Поля, поля, кругом одни поля и сплошные лесополосы. Кукуруза, зерновые и подсолнечник, время от времени сменяя друг друга, мелькают за окном.

Такая картина сохраняется до самого Майкопа - столицы Республики Адыгея, где появляются первые леса. У этого города очень интересная планировка. Она, можно сказать, слишком правильная: улицы в основном идут строго параллельно и перпендикулярно друг другу, образуя хорошо выраженные кварталы (причем идеальной квадратной или прямоугольной формы).

Почти сразу за Майкопом до самого черноморского побережья начинаются леса. Города Апшеронск, Горячий Ключ быстро оказываются позади. Интересно, что небольшой городок Горячий Ключ - один из самых престижных городов Краснодарского края: квартиры здесь стоят столько же, сколько в Краснодаре или Сочи!

Вскоре впереди становится виден Большой Кавказский хребет. Горы, конечно, не такие высокие, как в Кабардино-Балкарии, да и зона совсем другая: здесь горы покрыты субтропическим широколиственным лесом - сухие субтропики все-таки!

Пересекаешь горы, спускаешься вниз по опасной горной дороге, и вот оно безграничное Черное море - предел мечтаний отпускников в советское время. Да и сейчас на Черном море отдыхающих немало. Большая часть территория черноморского побережья Краснодарского края разделена была в советское время не на районы, а на территории, подчиненные горсоветам. И получается в результате, что каждый город здесь протягивается вдоль побережья на десятки километров. Один из таких городов - курорт Геленджик, расположившийся в живописной бухте. Город как бы опоясывает бухту, имея правильную радиально-концентрическую планировку, а вдоль всего берега расположено огромное количество санаториев и домов отдыха, благодаря чему Геленджик буквально утопает в зелени.

В самом городе пляж и прибрежные воды довольно-таки грязные: водоросли и мусор плавают и валяются, к сожалению, по всему побережья. Но в глубине бухты вода несколько почище - благодаря этому прогулка на яхте оставляет просто неизгладимые впечатления.

Уже здесь заметна вереница барж и танкеров, направляющихся в Новороссийский порт. В самой Цемесской бухте, где расположился город-герой Новороссийск, судов еще больше. Здесь один из самых крупных портов России.

Новороссийск находится практически на одном меридиане с Москвой, отсюда автобус и сворачивает в сторону от Черного моря. Дальше путь пролегает через такие крупные города, как Краснодар, Ростов-на-Дону и Воронеж - каждый из них по-своему интересен и привлекателен, по-своему знаменит. Каждый из них стоит отдельного разговора, но практика заканчивается, и ни один город не вызывает в душе такого ностальгического трепета, как Москва - столица нашей Родины. Москва - начальный и конечный пункт маршрута. Город, в который, попав однажды, всегда хочется вернуться, пока наконец не поймешь, что в российской глубинке все-таки лучше...
 


ПРИМЕЧАНИЕ:
Текст был опубликован в N1 за 1999 г. газеты "География".