на главную
© rocich.ru

Академический Рунет


Автор: Перфильев Ю.
/ Планета Internet. 2002, №4 (56) – с.20-25
Скачать:

Вряд ли кто будет оспаривать тот вклад в развитие мирового Интернета, который внесли многочисленные академические организации. Именно академические сети США и Европы фактически стояли у истоков современного Интернета. Это верно также, как и то, что Интернет зародился в недрах военного ведомства. С Рунетом история в общем-то тоже схожая – и Релком, и Демос, не говоря уж об РосНИИРОС, также фактически выросли из недр академического заведения (не в последнюю очередь связанного и с военными структурами) – Курчатовского института. Очень многие российские IT-компании уходят "корнями" в своего рода "академическое" прошлое и многие из них до сих пор тесно связаны с академическими организациями, что наглядно видно хотя бы потому, где они снимают свои офисы (о чем «Планета Интернет» писала в N9 за 2001 г.) - например, "Яндекс" и "Диалог-Наука" снимают офисы в ВЦ РАН, eTops Consalting - в Институте проблем управления РАН, офис провайдера "Zenon N.S.P." располагается в здании ВНИИ "Эталон", а System.Ru и ИД "Компьютерра" - в НИИ Геофизприбор… А Научный парк МГУ, расположенный в том же районе, где и основные учебные корпуса Московсого Университета, стал своего рода "инкубатором" для нескольких очень известных компаний - таких как "Рамблер", "Гарант-Парк" или X-Project.

Но это все только своего рода "побочные" результаты деятельности огромной академической части Рунета, той части, которая обычно остается в тени коммерческих интернет-организаций, но тем не менее играет отнюдь не меньшую, а то и больщую роль в развитии Рунета, являясь инновационным и образовательным центром всей интернет-индустрии. Академический Рунет живет по совершенно другим законам, чем его коммерческие собратья, в его задачи не входит получение прибыли на основе интернет-бизнеса, его цель - образование и наука, или выражаясь иначе, кадры и инновации, которые уже затем находят свое применение и в коммерческих структурах. Представить себе развитие Интернета без участия академических организаций практически невозможно: в каждом регионе именно академические организации становятся именно теми точками роста, откуда Интернет проникает во все остальные сферы деятельности.

Российские автономные системы академических организаций были зарегистрированы одними из первых – фактически в тоже время, что и автономные системы Релкома и Демоса. Причем многие из них физически находятся отнюдь не в Москве или Санкт-Петербурге – признанных центрах российского Интернета. В табл.1 указаны автономные системы российских академических организаций, созданных в 1993-1995 гг. Академические организации подключаются к Интернету одними из первых, и вряд ли в России на настоящий момент остался хотя бы один институт или университет, в котором бы не было хотя бы одного компьютера, подключенного к Сети. Более того, большинстве ВУЗов и НИИ страны на данный момент уже имеют даже и собственный интернет-сайт (в чем убедиться можно, например, на одном из наиболее полных каталогов сайтов академических организаций, расположенном на сервере «Все образование Интернета» - catalog.alledu.ru). Хотя, конечно, еще далеко не в каждом ВУЗе есть собственный интернет-класс, открытый для всех студентов.

Ведущие академические сети России

В каждой стране с развитым Интернетом есть собственная национальная академическая сеть, которая объединяет наиболее крупные академические организации страны и является одной из основ всего Интернета в стране. Например, а Австрии это сеть ACOnet (http://www.aco.net), в Бельгии – BELNET (http://www.belnet.be), в Дании – DENet (http://www.denet.dk) и т.д. (см. табл.2).

Есть подобная национальная академическая сеть и в России. Точнее их даже несколько и все они были созданы примерно в одно время – в 1992-1993 гг., но основой всего академического Рунета по праву можно считать федеральную университетскую компьютерную сеть RUNNet (Russian UNiversity Network, www.runnet.ru), начало которой было положено в 1994 г. под эгидой Министерства образования России с целью "формирования единого информационного пространства высшей школы России и его интеграции в мировое информационное сообщество". При этом головной организацией, решающей задачи управления, сопровождения и развития сети RUNNet, является Вузтелекомцентр (Республиканский научный центр компьютерных телекоммуникационных сетей высшей школы, www.runnet.ru/vtc). В течение 1995-1998 гг. сеть была развернута по территории всей страны и к настоящему моменты имеет точки присутствия в более чем 25 городах России – в крупнейших университетах-флагманах страны (в их числе Московский, Новосибирский, Нижегородский и Уральский государственные университеты). Создание сети сначала осуществлялось в рамках государственной научной программы "Университеты России", а в настоящее время поддержание и дальнейшее развитие сети RUNNet осуществляется в рамках государственной программы "Развитие национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы". RUNNet является основой для развития академических сетей в регионах, выполняя для них роль магистрального межрегионального провайдера. По словам гендиректора Вузтелекомцентра В.Н.Васильева развитие сети происходило следующим образом: «На базе классических университетов ставилась наземная спутниковая станция. Посредством разных линий к университету присоединялись все образовательные учреждения соответствующего региона. Таким образом, университет становился региональной узлом сети связи». RUNNet очень тесно взаимодействует с созданной в 1993 г. академической компьютерной сетью Московского государственного университета MSUNet (Moscow State University Network, www.msu.ru). Но MSUNet является не просто компьютерной сетью главного университета страны, но в соответствии с ролью МГУ как одного из основных центров российской науки и образования MSUNet является и провайдером для целого ряда академических организаций и из других регионов России.

Кроме RUNNet в России существуют еще несколько общенациональных академических сетей, которые объединяют различные научные и учебные организации России. В их числе одна из самых первых академических сетей страны сеть FREEnet (The network For Research, Education and Engineering, www.free.net/FREEnet) – "корпоративная некоммерческая компьютерная сеть, объединяющая на добровольной основе научные и образовательные сети, организации Российской академии наук, университеты, вузы, учреждения культуры и здравоохранения, а также другие научные, учебные, и исследовательские организации". Эта сеть была образована еще в 1991 г. по инициативе Института Органической Химии им. Н.Д.Зелинского и в настоящее время объединяющая свыше 500 научных и учебных организаций в примерно 16 городах России (в число которых входят и и крупнейшие библиотеки страны: Российская государственная библиотека - РГБ, и Государственная научная библиотека - ГПНТБ). Кроме того с 1995 г. FREEnet обслуживает домен общего пользования ac.ru, выделяемый для российских академических организаций. Под эгидой FREEnet действует и Российский Национальный Форум IPv6 (www.ipv6.ru), который является российским представительством международного IPv6 Форума (www.ipv6forum.com), освещаюшего вопросы внедрения протокола IPv6 вместо морально устаревшего IPv4, который является основой современного Интернета. Сеть FREEnet принимает активное участие в реализации нескольких государственных программ в области информатизации российской науки и образования - таких как межведомственная программа "Cоздания национальной сети компьютерных телекоммуникаций", "Программа развития компьютерных сетей и баз данных для фундаментальной науки и высшей школы", межведомственная программа "Российские электронные библиотеки", а также в различных региональных программах информатизации. Российским НИИ развития общественных сетей (или РосНИИРОС, который также, как известно, занимается вопросами регулирования домена .ru) в сотрудничестве с Минобразования и Миннауки поддерживаются еще два проекта общеросскийских академических сетей. В 1996 году была принята программа по "Cозданию межведомственной национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы", в рамках которой и родился первый академический проект РосНИИРОС - это проект Опоpной сети для нужд науки и высшей школы RBNet (Russian Backbone Network, www.ripn.net/rbnet), которая базируется на арендованных цифровых каналах различных провайдеров (RUNNet, MSUNet, Ростелеком, Раском, Метроком, Телеком-Центр, ГП "Космическая связь", и др.) и выполняет функции опорной сети (т.н. backbone), через которую к Интернету подключаются региональные академические сети. При этом RBNet имеет двухуровневую структуру – 8 узлов первого уровня (С.Петербург, Москва, Ростов-на-Дону, Самара, Екатеринбург, Новосибирск, Иркутск, Хабаровск), через которые происходит подключение узлов второго уровня в свыше, чем 30 городах России – таким образом структура RBNet чем-то напоминает многолучевую звезду. Сеть RBnet стpоится в pамках финансируемой отдельной строкой бюджета Межведомственной пpогpаммы создания Национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы, которая предусматривает создание каждый год примерно 10 новых узлов сети. Кроме того, инфраструктура RBNet была использована и для создания региональных систем обмена интернет-трафиком - Samara-IX, Ural-IX, NSK-IX (это своего рода региональные аналоги московской M-IX). По мере развития сети RBNet в нее переходят и многие региональные сети, создававшиеся изначально под эгидой других академических сетей (RUNNet, FREEnet, RELARN-IP).

Ведущие академические сети РоссииВторой академический проект, осуществляемый РосНИИРОС, – это создание некоммерческой научно-образовательной компьютерной сети RELARN-IP (Ассоциация научных и учебных оpганизаций - пользователей компьютерных сетей пеpедачи данных, www.relarn.ru), которая создается с 1992-1993 гг. и является "добровольным некоммеpческим обьединением научно-исследовательских центров и институтов, высших и средних учебных организаций, других учреждений, имеющих, как пpавило, бюджетное финансирование", включая поддержку подключения к Интернету российских школ (для чего в рамках Ассоциации RELARN существует т.н. "Школьный сектор" - school-sector.relarn.ru, вокруг которого ассоциации удалось объединить около 500 школ, в основном московских). Ассоциация RELARN в настоящее время представлена в 80 регионах России. Изначально практически все участники ассоциации (а жто несколько сот научных и учебных заведений) использовали сеть RELARN-IP, но затем многие из них стали пользоваться RBNet.

Кроме того, РосНИИРОС совместно с RUNNet и МГУ, а также рядом других российских и американских организаций входит в совместный российско-американский консорциум FASTnet (первоначально MirNet, www.friends-partners.org/friends/fastnet), целью которого является "создание телекоммуникационной инфраструктуры нового поколения для обеспечения научного сотрудничества между учеными России и США".

Но на этом список национальных общероссийских академических сетей еще отнюдь не заканчивается. МГУ "породило" не только собственную университетсую сеть MSUNet: в 1993 г. в НИИ ядерной физики, входящему в МГУ, былы создана сеть RUHEP/Радио-МГУ (www.radio-msu.net), которая на настоящий момент связывает между собой различные научные организации (НИИ ядерной физики, высоких энергий и др. преимущественно академические структуры в области физики). Эту сеть можно считать международной академической сетью, т.к. ее узлы расположены не только в Москве, Московской области и еще 3 городах России, но также еще и во многих крупных городах других стран СНГ – в Ереване, Тбилиси, Алма-Ате, Минсе, Харькове, Кишиневе... Еще одна российская научная сеть, созданная в рамках Института космических исследований РАН - RSSI (Russian Space Science Internet, www.rssi.ru), объединяющая на добровольной основе различные научно-исследовательские центры и институты, медицинские учреждения, учебные и образовательные организации в Москве, Подмосковье, Обнинске, Санкт-Петербурге и Красноярске.

Национальные академические сети страны являются своего рода основой для развития меньших по размеру региональных академических сетей, например, таких как белгородская областная образовательная сеть «Интернет-Белогорье» (boos.intbel.ru), которая организуется под руководством Белгородского областного центра новых информационных технологий (БелЦНИТ), или университетская академическая сеть Пермского технического университета (ПГТУ, www.pstu.ac.ru), входящего в сеть FREEnet и являющегося основой для создания региональной академической сети Пермской области. Еще один пример – "Челябинская гражданская сеть" (www.ccn.org.ru), созданная при поддержке регионального челябинского отделения центра сети FREEnet, Южно-Уральского государственного университета и Челябинского научного центра УрОРАН. Эта сеть является одним из примеров гражданских сетей в России (т.е. не является только академической сетью; специальный раздел, посвященный гражданским сетям в России можно найти на сервере российско-американского фонда "Friends and Partners", являющегося также одним из участников проекта FASTnet - april.friends-partners.ru/civnet) и предоставляет доступ в Интернет примерно 150 организациям в Челябинске и области (в т.ч. примерно 70 школам). "Челябинская гражданская сеть" является одной из сетей, создаваемых фондом "Friends and Partners" (www. friends-partners.ru) в рамках своего проекта "По малым городам с помощью Интернет", главной задачей которого является создание сетей типа американской KORRNet (www.korrnet.org).

Сорос и другие меценаты

Очень большой вклад в развитие академического Рунета внес целый ряд меценатских программ, одной из самых известных из которых является программа Института "Открытое общество" (он же небезызвестный Фонд Сороса, www.osi.ru) "Университетские центры Интернет" (internet.osi.ru), реализация которой в 1996-2001 гг. внесла довольно существенный вклад в развитие Интернета в регионах страны. Эта совместная программа российского Правительства и Фонда Сороса осуществлялась в течение пяти лет, в течение которых в 33 крупнейших региональных университетах страны были открыты университетские центры Интернет, которые повсеместное обеспечили подключение разоичных подразделений этих университетов к Интернету и тем самым значительно способствовали интернетизации системы российского образования. Фонд Сороса вложил в реализацию этого проекта около 100 млн. долл. Этот проект можно считать на данный момент самым масштабным из всех реализованных проектов в области информатизации российской науки и образования. Первые два Университетских центра Интернет были открыты одновременно в Новосибирске (Новосибирский госуниверситет) и Ярославле (Ярославский госуниверситет) в июне 1996 г., а в октябре 1999 г. был открыт последний тридцать третий центр в самом западном регионе России - Калининграде. Кроме того, в регионах, где были открыты университетские центры Интернет в 1997-98 гг. Былт проведены три грантовых конкурса "Ресурсы Интернет для развития образования, культуры, здравоохранения и гражданского общества", в ходе которых были поддержаны 340 интернет-проектов, представленных различными организациями и творческими коллективами.

Еще одна организация, способствующая развитию Интернета в академической среде – фонд "Прожект Хармоин Инк." (www.projectharmony.ru), который на территории стран СНГ осуществляет в последние годы целый ряд проектов, так или иначе способствующих развитию академических сетей. Одна из таких программ - программа "Развитие Интернет в Самарской области" (pharmony.samara.ru), которая проводилась «Прожект Хармони Инк.» при финансовой поддержке Управления образовательных и культурных программ Государственного департамента США. Благодаря этой программе в трех крупнейших городах Самарской области - Самаре, Тольятти и Сызрани - было создано в 2000 г. семь центров открытого доступа к Интернет. А на территории Армении этим же фондом в рамках программы "Школы Армении в Интернете" (www.projectharmony.am) в 2000-2001 гг. в 35 школах Армении были открыты центры Интернет (программа осуществлялась совместно с Институтом "Открытое общество").

Но не только иностранные фонды осуществляют в России различные интернет-программы в области науки и образования. Не перевелись еще и меценаты и в самой стране - в подобном меценатстве и с соответстующим размахом замечена и одна из крупнейших российских нефтяных компаний "ЮКОС", которая учредила Федерацию интернет-образования (ФИО, www.fio.ru), осуществляющую при финансовой поддержке ЮКОСа масштабный проект по информатизации российского образования - "Поколение.ру", в рамках этого проекта до конца 2005 г. ФИО собирается открыть в регионах России 50 специализированных центров интернет-образования (эта программа получила поддержку и Министераства образования РФ). Центры создаются на базе различных решиональных образовательных учреждений (напимер, в Воронеже центр интернет-образования в ноябре 2000 г. был открыт на базе Воронежского института повышения квалификации работников образования, vrn.fio.ru) совместно с региональными администрациями на условиях софинансирования. Типовой региональный центр интернет-образования сможет принять не менее 40 слушателей одновременно и рассчитан на подготовку около 1000 учителей ежегодно. Первыми в 2000-2001 гг. были открыты центры интернет-образования в Москве (center.fio.ru), Петербурге, Томске, Воронеже, Красноярске, Новосибирске, Самаре и Нефтеюганске. В то, что программа будет выполнена особенно сомневаться не приходиться, к тому же руководитель интернет-программ ФИО С.Мушер в свое время возглавлял и программу Института "Открытое общество" по созданию университетских интернет-центров. Как надеются в Федерации интернет-образования в создаваемых центрах свыше четверти миллиона учителей средних школ освоит использование интернет-технологий в учебном процессе. Что, в свою очередь, должно обеспечить передачу полученных на курсах навыков работы в Интернете более 10 миллионам школьников – а это после окончания ими школы целых 10 миллионов потенциальных активных пользователей Интернета в России. И это при том, что сейчас в России всего-то несколько миллионов интернет-пользователей...

Развитие академического Рунета в России начиналось от институтов ядерной и прочей секретной физики, потом дошла очередь до крупнейших ВУЗов страны, теперь же перед академическим Рунетом стоит гораздо более масштабная задача – интернетизация школ. Только тут, наверное все-таки нужна полноценная государственная программа, а не только обучение учителей Интернету за нефтедоллары ЮКОСа.


»» Табл.1.
Первые российские академические сети, 1993-1995 гг.

»» Табл.2.
Национальные академические сети в странах Европы

»» Рис.1.
Крупнейшие академические сети России