на главную
© rocich.ru

Графоманы русской Сети


Автор: Перфильев Ю.
/ Планета Internet. 2002, №2 (54) – с.22-26
Скачать:

Приносит чукча в редакцию свой роман, но
редактор после прочтения отказывается
опубликовать этот шедевр:
- Вам бы надо классику почитать - Пушкина, Тургенева, Толстого...
На что чукча отвечает:
- Чукча не читатель, однако! Чукча - писатель… (анекдот)

Помните этот старый советский анекдот про чукчу-читателя и чукчу-писателя? Это про нас с вами - пользователей российского Интернета. Эта истина стара как мир: все люди делятся на тех, кто пишет, и на тех, кто потом это все читает. Но, перефразируя, истину о казаке и генерале, плох тот читатель, который не мечтает стать писателем.

Только не говорите, что никогда не пробовали свои силы на благодатной ниве писательства! Стихи писали уж точно все - по крайней мере по любви! У кого-то это получалось лучше, у кого-то хуже, кому-то в итоге удалось реализовать свою детскую мечту, и его детективы в популярном и удобном для метро формате теперь раскупают в книжных магазинах, кто-то строчит статьи для газет и журналов, а кто-то просто пишет в стол или публикует на своем персональном сайте в Интернете, мечтая о том, что когда-нибудь его "талант" (единственный в своем роде) будет замечен благодарными критиками, и лет так через дцать имя новоиспеченного автора будет стоять в одном ряду с Пушкиным, ну или хотя бы будет упомянуто в школьном учебнике по литературе.

В доинтернетовское время опубликоваться было довольно сложно: редактора, окончившие всякие там литинституты и факультеты журналистики и филологии часто "воротили нос" от многих "генеальных" произведений. Единственный способ хоть как-то засветиться - это было попасть в сборник стихов или рассказов молодых авторов, который затем рассылался по обширной библиотечной сети, где на полках благополучно покрывался пылью до того момента, пока не приходило время списания и сдачи в макулатуру. Второй способ бытовой творческой самореализации "самой читающей страны в мире" (точнее без преувеличения самой "пишущей") - т.н. письма читателей, которыми были завалены редакции всех газет и журналов, где для них отводились отдельные полосы или даже специальные выпуски. В интернет-изданиях эту роль сейчас выполняют специальные форумы или гостевые книги, где каждый может написать на заданную тему все, что его душе угодно. А в ряде печатных изданий именно выдержки из электронной почты и форумов своих сетевых версий теперь публикуют в специальном разделе, который обычно называется либо "Письма в редакцию", либо "Нам пишут".

Эпистолярный жанр "здравствуй, дорогая редакция" процветает и поныне. Чего не скажешь про сборники произведений молодых авторов. Хотя теперь выпустить сборник собственных произведений может за определенную плату любой автор. Правда, и распространять тираж он тоже будет самостоятельно.

Опубликовать же свое произведение в Интернете вообще проще простого - надо всего лишь чуть-чуть разбираться в HTML, ну или хотя бы уметь сохранять страницы в этом формате в Word'е (хотя если воспользоваться конструкторами персональных страниц на Narod.ru или Boom.ru, то и этого не надо уметь), и тогда по принципу "self-made" ("сделай сам") владелец персональной страницы и сам себе редактор, и сам себе корректор, и сам себе издатель... И сам себе читатель, т.к. при этом других читателей, кроме самого автора и его знакомых, не будет. Простые способы раскрутки сайтов (как-то регистрация в каталогах и поисковых машинах, размещение ссылок в форумах и т.д.) вряд ли позволят обеспечить более или менее приличную посещаемость сайта, а значит и читаемость размещенных там текстов произведений. Для писателя же читаемость произведений (а значит и признание его таланта) важнее всего! По крайней мере, до того момента, пока автор не станет знаменитым.

В Рунете есть немало примеров, когда персональный сайт превращался в довольно крупный интернет-проект. Немало таких примеров и в области интернет-литературы, которую сразу же обозвали сетературой, чтобы отделить от обычной, бумажной. Одним из самых распространенных жанров сетературы поначалу были т.н. веб-обзоры - именно на них выросли многие известные ныне российские сетераторы, из которых мало кто имеет специальное филологическое или хотя бы журналистское образование. Да и сейчас написание веб-обзоров - наиболее простой и доступный путь к "славе", хотя бы в пределах самой Сети.

Довольно быстро произошедшее объединение российских сетераторов, которых благо поначалу было не так уж и много, породило целый ряд довольно известных интернет-проектов в области литературы (точнее сетературы) - это уже почивший Журнал.ру (www.zhurnal.ru) с Ежедвижением (www.ezhe.ru) и литературным конкурсом "Тенета", из которых затем при поддержке Фонда эффективной политики вырос "Русский журнал" (www.russ.ru), который стал своего рода элитарным клубом российских сетераторов всех мастей и жанров. За честь публиковаться в нем считали и считают многие т.н. "отцы Рунета". "Русский журнал" - это наиболее яркий и наиболее удачный в Рунете пример создания сетевого сообщества, хотя и довольно специфического.

Единство литературного Рунета продолжалось недолго - до массового прихода пользователей в Сеть, которым до собственно Сети уже дела особо не было. Для обычного юзера Интернет - всего лишь инструмент. И как теперь пренебрежительно говорят авторы "Русского журнала", в Рунет пришли графоманы. И сетература стала массовой. Именно массовость - один из главных критериев успешности большинства интернет-проектов: чем больше посетителей, тем больше хитов (т.е. просмотренных страниц), тем больше рейтинг (например, в Rambler Top100) и тем больше показов баннеров, грубо говоря. Так причудливо в Интернете сошлись желания писателей и издателей: первым нужно большое количество читателей своих текстов, а вторым нужна хорошая посещаемость интернет-проекта и большое количество пользователей. Не говоря уже о таком немаловажном аспекте как практически бесплатный контент, которым пользователи готовы сами наполнять тот или иной графоманский литературный проект. Так в Рунете довольно быстро появилось больше десятка различных проектов, предоставляющих авторам место для размещения собственных произведений в Интернете.

Но у массовости есть один, но очень большой недостаток: как известно количество, как правило, не переходит в качество. Именно этот аспект позволяет подчас справедливо авторам того же "Русского журнала" (который в общем-то начинался так же как и многие нынешние графоманские интернет-проекты) пренебрежительно относиться к творчеству своих коллег-графоманов. Не говоря уж о том, что роль редакторов таких графоманских интернет-проектов, как правило, сводится всего лишь к администрированию содержания проекта - ни о какой редактуре или корректуре и цензуре (за исключением текстов порнографического и религиозно-националистического характера) речь вообще не идет. Поэтому наряду с в целом низким уровнем размещенных на таких проектах текстов, они еще, как правило, содержат и огромное количество орфографических и грамматических ошибок. Не говоря уж о то, что многие авторы активно используют в своих текстах ненормативную лексику, считая это проявлением продвинутого андеграунда. Хотя в целом редактора графоманских сайтов стараются не допускать использование мата, вытесняя таких авторов на другие сервера (в духе бывших Fuck.ru или Zhopa.ru).

На самом деле большое количество читателей на графоманских серверах довольно мнимо - читателями оказываются в основном только сами же пользователи и авторы таких проектов. В результате в лучшем случае каждый графоманский интернет-проект представляет собой относительно стабильное интернет-сообщество, которое держится только на постоянном притоке новых авторов. Да и то, как показывает практика, на всех графоманских проектах Рунета печатаются в основном одни и те же люди с одними и теми же текстами. Которых, правда, становится больше по мере роста самого Рунета. Отдельные особенно активные авторы успели засветиться практически на всех графоманских сайтах.

Конечно, и среди графоманов встречается немало действительно талантливых людей и интересных произведений, но отыскать их среди большого количества "мусора" оказывается подчас довольно трудно, а то и практически невозможно.

Графоманские проекты Рунета

Графоманские проекты РунетаСамым крупным и известным российским интернет-проектом, предоставляющим место авторам для их произведений является сервер Стихи.ру (www.stihi.ru), где по состоянию на сентябрь 2001 г. свыше 11000 авторов разместило около 165 тысяч своих произведений - в среднем по 100-500 произведений в день! Это один из самых первых графоманских проектов в российском Интернете, который начинался несколько лет назад как один из разделов на сервере Gay.ru, где он существовал как раздел, предназначенный для продвижения произведений преимущественно молодых и талантливых авторов и изначально не ставивший своей целью привлечение массовых пользователей. В начале это был своего рода небольшой литературный клуб, где все авторы знали друг друга и даже организовывали свои встречи не только в онлайне, но и в реальной жизни, выпускали небольшие сборники своих произведений. Довольно резкая смена владельцем и автором проекта ориентации на массовых пользователей привела к тому, что из тех, кто первоначально публиковался в специальном литературном разделе на Gay.ru в нынешних Стихах.ру не осталось практически никого.

К настоящему времени этот проект разросся до целой серии литературных сервис-проектов: кроме сервера Стихи.ру, где любой желающий может размещать поэтические произведения, к ним еще относятся проекты Проза.ру (www.proza.ru, для авторов прозаических произведений) и Хи-Хи.ру (www.hi-hi.ru, для авторов анекдотов и юмористических произведений). Все три проекта выполнены примерно в одном виде и являются классическими для Рунета примерами графоманских сайтов. Это своего рода библиотека, где любой автор может получить место на "полке" для своих произведений: после регистрации автор получает личную страницу, на которой читатели проекта смогут увидеть информацию об авторе и список его произведений. Кроме того, все произведения также распределены по разделам в зависимости от жанра произведения. Попадая на Прозу.ру, Стихи.ру и Хи-хи.ру пользователь фактически оказывается в электронной библиотеке со своими алфавитным и тематическим каталогами, а также внутренним рейтингом авторов и произведений.

Размещение текстов на Стихи.ру упрощено до простого принципа "drop and paste" - т.е. копирования и вставления в специальную форму. Размещая здесь свой текст, каждый автор получает довольно полную статистику по читаемости своих произведений, которая используется для рейтингования авторов и произведений. Проекты Проза.ру - Стихи.ру - Хи-Хи.ру построены так, что читаемость текстов того или иного автора зависит от его собственной активности на сервере - для этого используются т.н. рецензии, которые любой пользователь проекта может написать на любой размещенный на сервере текст и надеяться на своего рода "ответный удар". В результате в зависимости от количества размещенных текстов, числа их читателей и написанных рецензий каждый автор получает определенное количество баллов, которые помогают автоматически определять современных "пушкиных"… Добавьте к этому для полноты картины еще проводимые иногда конкурсы, а также специальный скрипт "Помощник поэта", который 2 любые строки автоматически дополняя до полного четверостишия: 2 строки автора плюс строка от, например, Пушкина и плюс еще одна чья-нибудь строка из базы данных - и стихотворение готово! Как отнесся бы тот же Пушкин к этому изобретению, живя он в наше время, стоит только догадываться. Еще один интересный сервис предлагаемый Прозой.ру и Стихи.ру – это случайная ссылка, которая ведет на какое-то случайно выбранное произведение на сервере.

Графоманские проекты Проза.ру, Стихи.ру и Хи-Хи.ру входят в серию проектов Издат.ру и фактически представляют собой тесно интегрированный литературный портал, куда также входят проекты Классика.ру (www.klassika.ru), где размещены произведения более 400 известных российских прозаиков и поэтов, Литер.ру (www.liter.ru), представляющий собой информационный литературный сайт и рейтинг литературных сайтов с серией ежемесячных конкурсов (с изданием регулярных сборников произведений победителей), а также собственно сервер Издат.ру, предлагающий услуги полиграфии и издания произведений. Издат.ру поддерживает также и сетевую версию клуба настоящей поэзии Пiiт.ру (www.piit.ru), членами которого могут стать в соответствии с уставом клуба любые пользователи Интернета и публиковать свои произведения на страницах сервера. Это своего рода элитарная часть Стихов.ру.

Проектов, подобных Прозе.ру/Стихи.ру (т.е. своего рода электронных библиотек современных авторов) в Рунете довольно много (см. таблицу 1). В чистом виде подобную электронную библиотеку современных авторов представляет журнал "Самиздат" (zhurnal.lib.ru), входящий в состав Библиотеки Мошкова (www.lib.ru). Но в отличие от Прозы.ру свободное размещение текстов для новых авторов здесь ограничено одобрением модераторов. А в целом механизм тот же: регистрация, страница автора, простое размещение текстов, тематический и алфавитный каталог произведений, рейтинги, комментарии, простой дизайн... В рамках Библиотеки Мошкова существует также еще и специальный проект "Музыкальный хостинг" (music.lib.ru) для авторов песен, которые могут разместить на сервере тексты и аккорды своих песен и mp3-треки к ним.

Схожая с Прозой.ру и Самииздатом электронная библиотека для графоманов существует в виде одного из сервисов и на портале UserLine (lib.userline.ru). Но в отличие от других подобных проектов "Библиотека UserLine" предоставляет больше возможностей по форматированию текстов, поэтому размещение текстов на сервере возможно двумя путями - через эспресс-форму для публикации простых и небольших произведений или через сложный модераторский интерфейс (т.н. "издательский офис"), предназначенный для размещения на сервере произведений со сложным форматирование и оформлением текста, включая размещение иллюстраций.

Из других менее известных электронных библиотек, предоставляющих сервис по размещению текстов авторов на своих страницах, можно упомянуть еще проекты молдавской Народной литературной газеты (www.top.md/narod) и "Свисток.ру" (www.svistok.ru). Особенно много в Сети поэтических электронных библиотек, среди которых кроме уже упомянутых Стихов.ру видное место занимают сервера Поэзия.ру (www.poezia.ru) и украинский проект "ТЕРМИтник поэзии" (www.termitnik.dp.ua). Правда в Поэзии.ру существуют определенные ограничения - это 50 стихотворений и 30 Кб занимаемого места, а "ТЕРМИтник поэзии" довольно активно сотрудничает со все теми же Стихами.ру и ежегодно выпускает сборники лучших произведений. Существуют и очень небольшие персональные сайты, предоставляющие такой же сервис - например, небольшой архангельский сайт "Стихи from Wind" (friends.pomorsu.ru/schubin).

Кроме таких крупных электронных библиотек для графоманов существуют и небольшие проекты, которые обходятся без модераторских интерфейсов и не предоставляют права самостоятельного размещения авторами своих произведений. Это своего рода литературные клубы или электронные журналы, в которых размещение произведений происходит посредством электронной почты, когда автор отправляет свое произведение редакторам интернет-проектов, и те сами размещают тексты на сервере. Из таких можно упомянуть такие интернет-проекты как литературно-музыкальный журнал "Литера" (journ.al.ru/litera) и сайт "СамИздат - Россия" (www.ruizdat.f2s.com). Цитату с последнего стоит привести полностью: "Проект "Самиздат - Россия" родился под влиянием угнетающей обстановки в плане публикации своих произведений. Наш девиз - "Ваше творчество найдёт отражение в душах людей" отражает наши цели. Мы существуем не ради какой то выгоды, а ради высоких идеалов и стимула развития творческих способностей каждого человека".

Также существует много специальных и небольших интернет-проектов, посвященных проведению различных литературных конкурсов, - это, например, сайты "Поэзия третьего тысячелетия" (konkurs.artinfo.ru) и "СтихиЯ" (www.stihija.ru). На страницах последнего проекта можно найти информацию о самых различных литературных конкурсах - общий конкурс стихов, конкурсы пародий, эпиграмм, иронической хайку и т.д…

Кроме электронных библиотек есть и проекты других видов, где может в полной мере проявиться литературное творчество пользователей российского Интернета. Например, проект Стенгазета.ру (www.stengazeta.ru), который представляет собой самомодерируемую ленту новостей и заметок, которые на сервер может размещать любой желающий с указанием источника, откуда была взята размещаемая на сервере информация. Или сервер "Fанат" (www.fancity.ru), где также любой желающий может не просто разместить информацию о своем кумире, но и писать о нем статьи, размещать на сервере новости - своего рода поддерживать минисайт, посвященный известному музыканту, актеру, спортсмену, политику…

Но максимальные возможности по творческой реализации в литературе и публицистике предоставляют электронные проекты вроде "Русского журнала", только неэлитарные и общедоступные. Из таковых в Рунете можно назвать молодежные интернет-издания Gibrid.ru и Fабрика.ру (www.f-abrika.ru). На первом по согласованию с редакцией возможно ведение авторских разделов, а на втором вообще любой пользователь может завести собственную рубрику и размещать в ней все что сочтет нужным. В отличие от электронных библиотек типа Прозы.ру тематика электронных журналов - публицистические статьи, а не прозаические произведения, хотя на той же Fабрике есть и раздел для таких произведений.

Fабрика.ру - это самомодерируемый молодежный электронный журнал, авторами которого являются обычные пользователи Интернета, которые посредством этого проекта имеют возможность творческой реализации в сетевой журналистике. Центральная идея проекта – предоставить молодежи возможность самостоятельного размещения информации по наиболее актуальным для нее темам в режиме "он-лайн" на страницах журнала. В отличие от электронных библиотек вроде Прозы.ру, где все авторские тексты, несмотря на все рейтинги и тематические разделы, лежат подчас мертвым грузом, на Fабрике.ру было предпринята довольно удачная попытка применить чисто журналистские приемы подачи текстов авторов, принятые на всех информационных серверах Рунета. Здесь главный упор сделан не на фамилию самого автора, а на тематику текстов - т.е. на собственно подачу информации материалов рубрик, создаваемых авторами в рамках 10 тематических разделов сервера, посвященных самым различным аспектам жизни молодежи и всего общества. Создавая рубрику на Fабрике.ру

пользователь может быть уверен, что лучшие материалы его рубрики будут проанонсированы по всем правилам журналистики на главной странице проекта, а также в разделах и регулярной почтовой рассылке - и тем самым найдут своего читателя. В рамках рубрики автор имеет довольно широкие возможности форматирования и оформления текстов, проведения опросов и ведения собственного форума - при этом вмешательство редакции минимально. Более того, авторы рубрик могут стать и редакторами разделов и уже сами определять редакционную политику своего раздела и всего журнала…

В общем, графоманам есть где развернуться в Рунете. И это, наверное, правильно - у каждого человека всегда есть, что сказать: как известно, "не боги горшки обжигают". И уж тем более не "боги" пишут тексты в различных сетевых изданиях.


»» Табл.1.
Графоманские проекты Рунета, сентябрь 2001 г.